Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Алексей Саврасов,
конец 1860-х
Развитие творчества Саврасова в 60-х годах
Отчеты Саврасова по Московскому Училищу Живописи, Ваяния и Зодчества за 60-е годы и отчеты по конкурсам, организованным Московским Обществом Любителей Художеств, где художник почти ежегодно получал премии за свои картины, дают возможность составить пространный список его работ, относящихся к этому десятилетию, хотя до сего времени большинство картин, упоминающихся в этих отчетах, остается невыявленным.
Из числа же известных живописных произведений Саврасова лишь очень малая доля падает на эти годы. До некоторой степени пробелы могут быть восполнены графическим наследием Саврасова, но и при том шестидесятые годы остаются для исследователей самым неясным местом в творческой биографии художника. И лишь наличие таких его работ, как «Сельский вид» (1867, Государственная Третьяковская галерея), «Плоты» (Харьковский музей украинского и русского искусства) и «Лосиный остров в Сокольниках» (Государственная Третьяковская галерея), относящихся к концу 60-х годов, позволяет с уверенностью сказать, что за это время творчество Саврасова стало более зрелым, углубилось и обогатилось качественно новыми чертами.
В связи с обострившейся борьбой вокруг крестьянского вопроса, сопутствовавшей реформе 1861 года, и окончательным размежеванием идейно-политических позиций, в статьях по искусству в передовой печати особенно заострялись тогда все вопросы, относившиеся к проблеме народности в искусстве. Правда, в отношении к пейзажной живописи вопрос о народности не был достаточно развит и ставился, большей частью, в общей форме. Но и в самом направлении критической мысли ясно чувствовалось, что изображение природы приобрело жизненно важное значение в реалистическом искусстве. Между тем, к началу 60-х годок пейзажная живопись по своей идейной направленности стояла далеко от жанровой, шедшей в первом ряду идейно-демократического искусства. Обратясь к изображению природы России, некоторые русские пейзажисты сумели овладеть лишь «формой народности» (по выражению Н.А.Добролюбова), но не ее существом.
Таким образом, для русской пейзажной живописи начинался новый этап развития, связанный с обостренной борьбой за народное содержание. Судя по тому, какое направление принимала критика пейзажной живописи в журнале «Искра», можно думать, что многие видели народное содержание пейзажа в подчинении пейзажной темы жанровому сюжету, раскрывающему жизнь и труд крестьянина. Поставленный таким образом вопрос о народности в пейзажном искусстве, не только не мог исчерпать всех многогранных возможностей пейзажной живописи, но и предопределял ее дальнейший путь в положении, подчиненном жанровому искусству, тем более, что к началу 60-х годов именно жанровая живопись уже показала ряд блестящих примеров использования пейзажа для усиления социальной действенности сюжета. В силу этих причин начало 60-х годов стало временем распутья для всей пейзажной живописи, и на художниках-пейзажистах лежала ответственность за ее дальнейшую судьбу.
На страницах журналов в течение всех пятидесятых годов с именем Саврасова неизменно связывали все лучшие завоевания в деле изображения русской природы и произведения его встречали к себе сочувственное отношение критики. Все же эти завоевания могли казаться самому художнику уже недостаточными. Саврасов, являясь в то время воспитателем молодежи и деятельным участником московской художественной жизни, по всему складу своего творчества не мог остаться в стороне от передовых устремлений общественной мысли. И на его творчестве неминуемо должен был определенным образом сказаться начавшийся с конца 50-х годов подъем революционно-демократического общественного движения. Тонко чувствуя природу и в совершенстве ее изображая, Саврасов направил свои творческие стремления к тому, чтобы в самих поэтических образах русской природы выразить чувства и настроения угнетенного народа. И именно на таком пути укреплялись и углублялись народные черты саврасовского творчества.
Но искания художника далеко не сразу увенчались серьезными успехами. Немногие произведения Саврасова, дошедшие до нас от 60-х годов, говорят о том, как напряженно искал он воплощения народной темы. Изображая естественное, природное окружение, в котором изо дня в день проходила тяжелая жизнь крестьянина, Саврасов пытался выразить определенные настроения в самих мотивах природы. Знаменательно, что на конкурсе 1866 года он выступил с зимним пейзажем, в котором критика усмотрела глубокие отличия от его картин 50-х годов.
«Конкурсный его пейзаж представляет собою нечто очень монотонное как по очертаниям, так и краскам» - пишет Рамазанов в краткой заметке о конкурсе в Обществе Любителей Художеств. Картина Саврасова показалась Рамазанову далекой от тех светлых по краскам и ясных по чувствам пейзажей, «какими художник дарил публику в былую пору во время работ своих в Кунцеве». Рамазанов в своих идейных позициях не был уже в то время сторонником передового искусства. Не задумываясь над истинными причинами, вызвавшими перелом в творчестве Саврасова, он в своей заметке объясняет это явление только тем, что художник «отнесся к конкурсу как то слегка». Изобразительное искусство и живопись: Демоны и миры Врубеля.
Между тем в произведениях Саврасова следующих лет все более отчетливо выступали новые черты, присущие теперь его искусству. Иную эмоциональную характеристику получал у Саврасова и изображенный в пейзаже человек, что ясно чувствуется в его картине «Сельский вид» (1867, Государственная Третьяковская галерея). Этот пейзаж привлекает лирическим чувством его наполняющим и придающим своеобразное выражение народной теме. В свободной композиции пейзажа большая роль отведена дальним планам с полями, широкой рекой и деревней.
На переднем плане - ульи подле цветущих деревьев. И среди светлого весеннего праздника природы - сгорбленная фигура старика пасечника, сидящего у костра, живо напоминает о народной печали. Но Саврасов в своих поисках не ограничивался этим в данное время. Подобно другим пейзажистам шестидесятых годов, он, ради большей идейной заостренности, вводил в пейзаж жанровый сюжет, показывающий тяжелую трудовую жизнь народа. Ярким примером подобного пейзажа является картина «Плоты» (1868). Образ бедной маленькой деревушки, приютившейся на берегу широкой реки, дает очень верное представление о тяготении Саврасова к народным мотивам.