Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Алексей Саврасов,
первая половина 1870-х
"Грачи прилетели"
В том же году, когда Саврасов написал картину «Волга под Юрьевцем», им был создан и ряд других картин - «Разлив Волги», «Ипатьевский монастырь в Костроме» и овеянная волнующими впечатлениями наступающей весны картина «Грачи прилетели».
Как известно, появление этого произведения принесло художнику заслуженную славу. Картина получила всеобщее признание, как совершенное создание национального гения. Она утверждала начало нового этапа в развитии русской реалистической пейзажной живописи.

Однако, история создания этого произведения осталась не освещенной вплоть до наших дней. Фактические сведения, касающиеся ее написания, были крайне скупы и сбивчивы. В книге В.А.Никольского можно прочесть, что «темой для картины «Грачи прилетели»» послужила весна, самая простая «деревенская весна на севере России (село Молвитино, Костромской губернии)». В.М.Лобанов в книжке, изданной уже в наше время, не взирая на имеющуюся в картине подпись Саврасова, свидетельствующую о том, что натурой ему послужил пейзаж в Молвитине, рассказывал, что первый этюд для картины был написан Саврасовым в Ярославле.
А.Солмонов еще при жизни художника пытался утверждать, что картина была написана художником в один день, под непосредственным и ярким впечатлением весны. Именно так писал свои картины голландец Ван Гог. «Начав картину ранним утром, художник кончил ее к вечеру, писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... писал, пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». В лучшем случае это утверждение может быть отнесено только к этюдам, предшествовавшим написанию картины, но ни в коем случае не к тому произведению, которое появилось зимой 1871 года на выставке Товарищества Передвижных Художественных выставок и ныне является гордостью Государственной Третьяковской галереи.
Картина эта, несомненно, писалась в мастерской на основе собранного на натуре материала. При внимательном анализе техники живописи видно, что Саврасов писал ее длительно, методом постепенного и повторного наложения красочного слоя по сухому. Так написан весь передний план, начиная от корпусного слоя белил, положенных художником для большей рельефности освещенного солнцем снежного бугра у забора, и кончая легкими тенями от деревьев, лежащими на потемневшем снегу. Этим же методом исполнена и верхняя часть картины. Верхние ветви берез, вырисовывающиеся на фоне белого плотного облака, выполнены художником тонким рисунком кистью поверх уже сухого слоя белил. По-своему интересна и сложна живопись и в стволах берез, прописанных художником не однажды. Обращает внимание богатство средств, которые были использованы в поисках колорита картины, в приведении к единому тону всей цветовой гаммы. Таким образом, вследствие почти полной неизученности творческой биографии художника, стала возможной подобная неясность, почти легендарность сведений, касающихся создания картины.
С этим фактом пришлось столкнуться устроителям персональной выставки Саврасова, организованной в Государственной Третьяковской галерее в 1947 году. Поставив перед собой задачу возможно полнее представить творчество художника и раскрыть историю создания его крупнейших произведений, устроители стали, прежде всего, перед трудностями в собирании и распознавании материала, оставшегося не опубликованным и не изученным современниками художника. Так как эта выставка должна была содействовать изучению творчества одного из крупнейших русских пейзажистов, зачинателей реалистического пейзажа 2-й половины XIX века, - задача становилась еще более сложной и ответственной.
Но зато, когда были собраны многочисленные произведения и был выявлен ряд этюдов и рисунков, близких к картине «Грачи прилетели», - стало особенно ясно, что Саврасов, работая над этим прекрасным пейзажем, шел классическим путем художника-реалиста, для которого образ в картине являлся идейно-художественным обобщением собранного материала. Изучение рисунков и этюдов и сравнение их с самой картиной еще более подтвердило подлинное величие художника, сумевшего раскрыть в скромном и неприметном деревенском пейзаже прекрасный образ родины.

Судя по тому настроению, в котором находился тогда художник, только что окончивший в эту весну свою картину «Вид Волги под Юрьевцем», можно думать, что содержание задуманной картины «Грачи прилетели» было навеяно глубокой верой художника-демократа в прекрасное будущее своей родины.

Начало собирания этюдного материала для картины «Грачи прилетели» относится, вероятно, ко второй половине марта 1871 года, так как, судя по письму Саврасова из Ярославля к П.М.Третьякову, видно, что он еще в начале марта должен был быть в Москве. Только после этой поездки Саврасов и мог приступить к работе над этюдами для вновь задуманной картины.
Село Молвитино (ныне село Сусанино), Буйского уезда, Костромской губернии, где написал Саврасов этюд для картины, было отдалено тогда не только от большого губернского города и железных дорог, но и от Вятского почтового тракта - большой проезжей дороги, наиболее «благоустроенного» пути сообщения в царской России. Село это лежало на проселочной дороге, идущей от Судиславля.
Среди произведений Саврасова, экспонированных на выставке в Галерее и включенных в каталог выставки, были два небольших этюда (поступивших из частных коллекций), с явно выраженным сходством изображенного в них мотива с картиной «Грачи прилетели». Высокое художественное мастерство их исполнения и ряд специфических особенностей живописной манеры не позволяют отнести эти этюды к позднейшим повторениям прославленной картины. Таким образом, оба этюда доносят до нас непосредственные художественные впечатления, пережитые Саврасовым. Оба этюда выполнены на доске красного дерева, размер одного из них 30,2х14,8, другого - 22,5х13,5.