Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Первая половина 1860-х
Волжские темы
Художник хорошо передал общим золотистым тоном теплый свет солнца, брызнувший из-за туч и озаривший и сырую от дождя землю, и влажные, еще не убранные поля, и старые ветлы с потемневшей серебристой листвой. Владея в совершенстве могучими средствами своего искусства, Саврасов наполнил все элементы пейзажа внутренней экспрессией; он отвел в пейзаже действенную роль высокому небу, заставил говорить старые ветлы, озарил солнечным светом дальние поля и показал красоту могучей земли.
К числу работ на волжские темы следует отнести и другие интереснейшие по замыслу произведения: «Конец лета на Волге» (1873, Государственная Третьяковская галерея), «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская Художественная картинная галерея), «Радуга» и др. Все эти картины отличаются своеобразным композиционным решением, свидетельствующим о широте понимания Саврасовым творческих задач. В каждом произведении взятая художником тема выступает своими сторонами, напоминающими о жизни народа.

В картине «Конец лета на Волге» русская действительность показана глубоко правдиво. Большую часть композиции занимают хлебные поля во время уборки урожая. Благодаря низко взятому горизонту, далеко в глубине открываются широкие дали со светлой полосой реки. На фоне высокого неба выделяются стоящие рядами копны. Этот мотив в значительной мере является главной темой в пейзаже. Сосредоточивая внимание на типических сторонах жизни, Саврасов здесь стремился к созданию обобщенного образа, но задачу эту не вполне разрешил. К той же теме художник возвращался неоднократно и в следующие годы. Среди рисунков Саврасова имеются композиционные эскизы хлебного поля со снопами, взятыми крупным планом. Известны два варианта пейзажа на ту же тему, что и картина «Конец лета на Волге», выполненные художником в 1874 году.
В картине «Перелет птиц» тема пейзажа нова и необычна. Над темными сжатыми полями, в вышине вечернего неба, почти на уровне золотистых облаков проносятся стаи улетающих птиц; внизу, на дороге, проходящей на переднем плане картины, лежит густая вечерняя тень с красноватыми отсветами закатного солнца. Справа, за полями, в низине селение с церковью, вдали у горизонта светлой голубоватой лентой вьется река.

Простор неба является в пейзаже главным местом действия. Он сразу приковывает к себе внимание легкостью и воздушностью общего золотистого тона. И здесь, на фоне освещенных облаков, движение в величественном ритме птичьих стай воспринимается как торжественное действие, совершающееся в природе, как живое свидетельство великих законов ее жизни. Высокий поэтический образ этого пейзажа остается, как всегда у Саврасова, неизменно жизненным и реальным.
В 1875 году, одновременно с картиной «На Волге», Саврасов написал небольшой пейзаж «Радуга», изображающий маленькую деревушку, расположенную на высоком берегу реки. В нем прекрасно передано состояние природы после летнего теплого дождя, наполнившего свежестью и влагой деревья, траву и землю. Влажный воздух сообщает мягкий серебристый тон омытым дождем сереньким покривившимся избам, стоящим на склоне холма. Колорит всего пейзажа мягок и гармоничен. По склону зеленого холма от изб выложена в земле пологая лесенка для спуска к реке. В гору медленно поднимается крестьянка с ведрами на коромысле. В высоте облачного неба видно мягкое сияние радуги, поднявшейся над избами и почти растаявшей над рекой. Это сияние как бы озарило и природу, и бедную деревушку, наполнив весь пейзаж волнующим поэтическим содержанием. И глубокая правда жизни, и тонкая лиричность мотива, приведенные в пейзаже к гармонической цельности, позволяют поставить это маленькое драгоценное произведение в один ряд с лучшими пейзажами Саврасова.
Обостренно чувствуя жизнеутверждающее начало, заложенное в природе, художник неизменно наполнял им содержание своих картин. В художественных устремлениях Саврасова именно это начало являлось источником, питающим его эстетическое чувство. Скупыми и до крайности простыми средствами художник стремился сделать впечатляющим самый образ, или, как называл Саврасов, «мотив». Насколько глубоко, по его мнению, должен быть выражен этот «мотив» видно из того, что работа непосредственно на природе над этюдом никогда не могла исчерпать замысла Саврасова. Вслед за собиранием этюдов художник обычно начинал длительно и углубленно работать над картиной, коренным образом перерабатывая этюды, только здесь получая возможность обобщить все отдельные впечатления. Искусство величайших мастеров: Сто видов Эдо Хиросиге
Первым среди русских пейзажистов Саврасов стал изображать столь простые и вместе с тем столь величественные сюжеты, как начало весны («Грачи прилетели») или наступление осени («Перелет птиц»), стремясь на языке пейзажных образов воспеть то из жизни природы, что оставляет глубокий след в душе человека. Всякий раз в его произведениях облик русской природы, верный в своей основе, предстает перед глазами зрителя поэтически преображенным.