Преподавательская деятельность Саврасова
В 70-е годы Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества переживало огромный идейный подъем, благотворным образом сказавшийся на всей жизни Училища. «Московская школа, - писал в своих воспоминаниях М.В.Нестеров, - носила на себе тот своеобразный яркий отпечаток страстного увлечения и художественного подъема, вызванного удивительной личностью и горячей проповедью В.Г.Перова». Но если в натурном классе, которым руководил в те годы В.Г.Перов, «все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, его деяний», - то наряду с ним столь же горячей любовью молодежи пользовалась и пейзажная мастерская, руководимая А.К.Саврасовым.
Вернувшись в Москву 1 мая 1871 года из длительного отпуска, Саврасов уже застал Перова среди преподавателей Училища. Но если некоторые из них, ревниво оберегая устарелые каноны академической системы преподавания, встретили Перова враждебно, считая его «опасным революционером» и «губителем искусства», то в Саврасове Перов нашел единомышленника. Саврасов же нашел в Перове для себя настоящую опору, что было крайне важно, так как часть преподавателей относилась к мастерской Саврасова крайне недоброжелательно. Кроме личной дружбы, Саврасова и Перова сближало и единство их целей в искусстве. Оба они были передвижниками и их работа по воспитанию молодежи являлась для них частью того большого общественного дела, за которое взялись передовые русские художники.
Хотя в конце 60-х годов в пейзажном классе у Саврасова почти не было учеников, в следующем десятилетии в саврасовской мастерской создалось очень крепкое ядро талантливой молодежи, так как творческие завоевания ряда известных мастеров реалистического пейзажа и их успехи на Передвижных выставках начинали все больше привлекать внимание молодых художников к этому виду искусства.
Весной 1872 года, вместе с переехавшей в Москву I Передвижной выставкой, был открыт отдельный зал ученических работ Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Выставки ученических работ в Москве не было с 1867 года, и появление картин молодежи было принято с большим сочувствием. Указывалось однако, на заметное отсутствие ученических работ по пейзажу. «... На ученической выставке мне только одно бросилось в глаза - это положительное отсутствие пейзажей» - пишет автор статьи о Передвижной выставке «За что же в школе в загоне этого рода живопись».
Известно, что в 1878 году Саврасов вместе с Перовым усиленно хлопотал перед Советом Училища о возобновлении ученических выставок, придавая им большое значение для успешного творческого роста молодых талантов.
Саврасовская мастерская, по словам М.В.Нестерова, должна была поддержать славу первой ученической выставки.
Исключительное внимание молодежи к саврасовской мастерской, несомненно, окрыляло художника в его педагогической работе. В то время среди его учеников находился ряд художников очень яркой творческой индивидуальности, ставших впоследствии выдающимися мастерами, создавшими свою школу. Учениками Саврасова называли себя И.И.Левитан и С.И.Светославский, братья Сергей и Константин Коровины. Кроме того из его мастерской вышли И.Волков, Ордынский, Неслер, Артемов и другие.
Внешняя картина занятий Саврасова в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества как будто даже мало изменилась, но на содержании этих занятий сказалось то, что сам Саврасов, обогащенный художественным опытом и широким кругозором зрелого человека, разрешал в своих творческих исканиях одну из сложнейших проблем в искусстве пейзажной живописи - создание лирического пейзажа высокого идейного значения. Эта задача, впервые поставленная с такой глубиной и своеобразием одним из передовых русских пейзажистов, отвечала всем своим существом художественным идеалам идейно-демократического искусства и открывала новые пути для развития реалистического пейзажа.
Не случайно
художник Крамской, приветствуя появление картины Саврасова «Грачи прилетели», поднял художника над всеми пейзажистами - его современниками. Для многих начинающих художников Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Саврасов в 70-е годы был учителем, открывшим путь к изображению родной природы. Взаимоотношения Саврасова с молодым поколением пейзажистов были шире и глубже, чем обычные отношения учителя и учеников. Саврасов примером своего творчества скорее указывал им путь, нежели давал какие-нибудь строго очерченные правила. Он помогал глубже понять и почувствовать волнующее содержание природы.
«...Саврасов умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук, и в мастерской, и дома, и на натуре». Особенного внимания заслуживают высказывания о Саврасове его учеников. К.А.Коровин, вспоминая о своем пребывании в классе Саврасова в 70-х годах, приводит происходившие в классе разговоры Саврасова с учениками. Часто, говоря о приближающейся весне, Саврасов, обычно замкнутый и мало разговорчивый, обращал их внимание на то, как весело чирикают воробьи и как синеет даль.
Он первый извещал их о том, что на дубах уже высохла кора, и голуби из Москвы летают в Сокольники. Он рассказывал об этом, стараясь показать, что всякое малое является свидетельством большого. «Изучайте и чувствуйте» - говорил Саврасов, провожая молодежь на этюды. Он внушал им, что художник должен изображать природу во всех многообразных проявлениях ее жизни, и требовал «вживания» в природу, которое должно сопутствовать у художника процессу ее изучения. Отдавая столь большую роль чувству художника, Саврасов старался развить в своих учениках уменье пользоваться реалистическим методом работы на натуре, приучая их воспринимать пейзаж как целостный поэтический образ.