Волжские темы
Обращение к Волге, вдохновившее Некрасова на такие прекрасные поэтические произведения как «Размышления у парадного подъезда», «На Волге», «Рыцарь на час», для семидесятников, несомненно, сохраняло действенную силу революционной традиции. Характерно, что Саврасовым после первой поездки на Волгу в 1870 году был выполнен и волжский пейзаж с бурлаками. Уезжая для работы над этюдами в глухие, отдаленные от больших городов селения, Саврасов, подобно Некрасову, вероятно, не раз увозил из этих поездок глубокие волнующие впечатления, близкие к чувствам поэта, которые ждали своего воплощения в искусстве.
В образах саврасовских пейзажей 70-х годов есть всегда что-то возвышенное, при всей их крайней внешней простоте. Но это, свойственное Саврасову возвышенное чувство к природе его родной страны, воспринимается как совершенно качественно новое в сравнении с тем содержанием, которое вкладывали в это понятие и представители классического направления в искусстве, и художники-романтики. Чаще всего в картинах Саврасова жизнь природы выступает теми своими сторонами, которые в сознании народа неизменно оставляют глубокий след. Обращаясь к природе, он стремился в отношении к ней «проникнуться народным духом... прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ...». Заставляя полным голосом звучать в пейзажах темы, близкие к народной жизни, Саврасов становился выразителем тех демократических идей, которые питали широко развернувшееся в то время революционное движение русской интеллигенции. Обращение Саврасова к властительнице его дум Волге, как источнику вдохновлявших его тем и образов, в свете художественных идеалов 70-х годов, звучало совершенно иначе, нежели обычное влечение пейзажиста к живописным красотам волжских берегов. Для русских демократов 60-х-70-х годов Волга, по образному определению Некрасова, была «рекою рабства и тоски», средоточием народного страдания.
В картинах Саврасова 70-х годов волжская тема - всегда народная тема. Если поставить в ряд все его волжские картины: «Волга под Юрьевцем», «Разлив Волги» (1871), «К концу лета на Волге» (1873), «Могила на Волге» (1874), «На Волге» (1875), и даже «Радуга» (1875) - эта их отличительная особенность станет вполне очевидной. В тех случаях, когда художник вводил в пейзаж сюжеты из народной жизни, он давал такие, в которых простой русский человек выступал как человек смелой воли, как выразитель лучших положительных черт народного характера, хотя Саврасов почти не прибегал к широко распространенному в его время приему изображения в пейзаже крестьянского труда в прямом смысле этого слова.
В 70-х годах, на протяжении почти всех первых пяти лет, Саврасов работал над волжской темой. Он внимательно изучал волжский пейзаж, с его неповторимой красотой далей, с характерным рельефом берегов, повторяя ежегодные поездки на Волгу, иногда в сопровождении учеников. Живя в окрестностях старинных русских городов - Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода или близ Жигулей, он писал этюды для своих будущих картин. Одной из существеннейших особенностей его картин, связанных с волжским пейзажем, является выраженное в них чувство простора. Он много работал, стремясь уловить особый живописный строй волжского пейзажа, с далями зеленеющих полей и лугов, с необычайным богатством колорита, с берегами как бы открытыми навстречу солнцу, свежему ветру и непогоде.
Судя по его волжским этюдам, именно изучение волжского пейзажа, а вовсе не знакомство с образами европейского искусства, могло явиться для Саврасова школой, раскрывшей перед ним законы цветовых отношений в живой природе, органически подведя его к решению живописных задач, непосредственно связанных с принципами пленэрной живописи. И тот характер, который приобрела у Саврасова работа над этюдом, значительно обогатил и расширил живописную палитру художника, открыв перед ним огромные возможности в области колорита. Живописная гамма его картин, оставаясь в основном коричневатой, уже во многом предвосхищала пленэрную живопись.
Насколько богаты содержанием и эмоциональной силой его волжские картины можно судить по произведениям: «Разлив Волги под Ярославлем» (Государственный Русский музей), «Могила на Волге» и «Радуга» (Государственный Русский музей). В ту же весну, когда Саврасов работал в селе Молвитине над этюдами для картины «Грачи прилетели», в апреле месяце им был исполнен пейзаж «Разлив Волги под Ярославлем».
В картине открывается вид на Волгу во время ледохода. Поднимаясь над водой то светло-зеленоватыми, прозрачными глыбами, то голубовато-серыми и темно-коричневыми пятнами потемневшего снега, льдины движутся, стараясь обогнать одна другую. На дальнем затопленном берегу стоят отрезанные от земли, погруженные в воду, низкие избы, среди них выделяется белая церковь старинной архитектуры; ближе к горизонту - лесные массивы и маленькие островки затопленных деревень. В высоком весеннем небе стройным порядком летят стаи журавлей. Видно, что столь могучий по силе жизни мотив трудно было уложить в обычную форму композиции и членения пространства. И, действительно, художник пришел к новой манере письма, с широким динамичным мазком, передающим смелые и свободные цветовые переходы от теплой коричневой гаммы цветов к холодной, серовато-голубой.
Такое необычное на первый взгляд цветовое решение помогло художнику сделать выразительной всю композицию, включая и дальние планы, в изображении которых прекрасно передано могучее течение разлившейся реки. Но в этом пейзаже, неожиданно новом по колориту, интересной и своеобразной по решению была и вплетенная в пейзаж тема, взятая из народной жизни.