|
Алексей Саврасов. Галерея картин. Шедевры живописи. Грачи прилетели
На этой странице собраны самые лучшие, известные произведения Саврасова, включая несколько авторских вариантов "Грачей". Не секрет, что испытывая большую нужду в деньгах на склоне жизни, Саврасов не раз повторял эту популярную картину. "Грачи прилетели" - знаменитая, чудная, нежная, до боли любимая, знакомая всем с детства картина, ставшая самым популярным русским пейзажем, своего рода, живописным символом природы средней полосы России.
Даже в творчестве Исаака Левитана сложно найти такое произведение, которое бы так полно, глубоко и правдиво отображало бы самую суть России. В "Грачах" - в этой скромной и серой картинке - больше России, больше самой сути России, нежели во всем Шишкине или Клодте.
Подготовительная работа над будущей картиной шла в марте 1871 года, в деревне Молвитино. Талый серый снег, суетливые грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, какое и бывает только ранней весною, мутная талая вода с отражением небес и деревьев, мокрые избы и старая колокольня на фоне далеких лугов и перелесков, - все это слилось в удивительно проникновенном и лирическом образе... Живописный строй картины вызывает в памяти лучшие стихотворения о Родине, написанные Лермонтовым, Блоком, Есениным... И сама картина Саврасова прочно вошла в нашу жизнь наравне со стихотворениями этих прославленных поэтов.
Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: "Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."
| | | |
Грачи прилетели. 1871
|
Грачи прилетели. 1879
|
Весна. Грачи прилетели. 1872
|
Повеяло весной. 1890-е
|
| | | |
| | | |
Ранняя весна. 1880-е
|
Радуга. 1875-е
|
Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е
|
Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х
|
| | | |
| | | |
Ночное. 1871
|
Зимний пейзаж. 1880-1890-е
|
Разлив Волги под Ярославлем. 1871
|
Зимний пейзаж. Иней. 1870-е
|
| | | |
| | | |
Грачи прилетели. 1880-е
|
Ранняя весна. 1880-1890-е
|
Весна. Конец 1870-х - начало 1880-х
|
Ледоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-е
|
| | | |
| | | |
Распутица. 1894
|
Зимняя дорога. 1870-е
|
Весна. Лунная ночь. Болото. 1870
|
Зима. 1873
|
| | | |
| | | |
Вечер. Перелет птиц. 1874
|
Ранняя весна. Оттепель. 1880-е
|
Весна. 1880-1890-е
|
Дворик. Зима. 1870-е
|
| | | |
| | | |
Пейзаж с церковью, 1885
|
Весна на большой реке, 1880-е
|
Ранняя весна. Дали, 1870-е
|
Украинский пейзаж, 1849
|
| | | |
| | | |
Волга, 1870-е
|
Швейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867
|
Осень. Деревушка у ручья, 1870-е.
|
Закат, 1870-е
|
| | | |
| | | |
Лесистый берег реки Москвы, 1859
|
Рожь, 1881
|
Лунная ночь. Пейзаж с костром, 1880-1890-е
|
Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру, 1852
|
| | | |
|
|