|
Русский художник Алексей Саврасов. Галерея картин. Живопись
Несмотря на большое количество лирических пейзажей, Саврасов никогда не замыкался в рамках интимной лирики. Его влечет к себе и более широкий, безбрежный мир, размашистое дыхание которого ощущается и в изображениях Печорского монастыря, и в вариантах "Лосиного острова", и в "Проселке", и особенно в "Грачах".
Этим свежим, волнующим дыханием проникнут и весь цикл Волжских пейзажей, созданный в результате поездок по великой русской реке и нижнему Поволжью. В работах, связанных с этим путешествием, сказывается увлечение водной и воздушной стихией, мощными перспективами великой реки. В то же время в них чувствуется живой интерес художника к жизни людей, протекающей по ее берегам. Некоторым работ этой серии свойственна и социальная направленность, приобретающая здесь совершенно конкретный характер. Так, Саврасов - почти одновременно с Репиным и независимо от него - был потрясен условиями труда бурлаков, которым посвятил пейзаж "Вид Волги под Юрьевцем" (1871). Вереницу бурлаков, тянущих баржу в этом пейзаже, как предполагают исследователи, набросал Перов (эскиз этой картины имеется в Государственной Третьяковской Галерее).
"Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей нашей школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."
| | | |

Водопад, 1868
|

Рожь. 1881, вариант второй
|

Пейзаж с лодкой, 1860-е
|

Весна, 1870-е
|
| | | |
| | | |

На Волге. Первая половина 1870-х
|

Окрестности села Михайловского Псковской губернии, 1880-е
|

Летний день. Куры на задворках, 1874
|

Сельский вид, 1890-е
|
| | | |
| | | |

Аллея, 1870-е
|

Вечер. Конец 1860-х, начало 1870-х
|

Ранняя весна, 1888
|

Просека в сосновом лесу, 1883
|
| | | |
| | | |

Закат, 1862
|

Весна. Огороды, 1893
|

У колодца. Около 1868
|

Дворик. Весна, 1853
|
| | | |
| | | |

Ледоход на Волге
|

Бурлаки на Волге, 1871
|

Вид на Москву от Мазилова, 1861
|

Пейзаж с болотом и лесистым островом. Конец 1860-х
|
| | | |
| | | |

Осень, 1871
|

Плоты, 1868
|

Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь, 1870-е
|

Морской пейзаж, 1880-1890-е
|
| | | |
| | | |

Вид на Московский Кремль. Весна, 1873
|

На Волге, 1875
|

Дубы, 1855
|

Зимний пейзаж, 1871
|
| | | |
| | | |

Пруд в сумерки, 1879
|

Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-х
|

К заутрене. Морозная ночь. 1880-1890-е
|

У иконы. Богомольцы. Конец 1870-х - начало 1880-х
|
| | | |
| | | |

Пожар в лесу, 1883
|

Вечер, 1877
|

Пейзаж с хутором у озера, 1880-1890-е
|

Ранняя весна, 1880-1890-е
|
| | | |
| | | |

Весна. Провинциальный дворик, 1880-1890-е
|

Осенний лес. Кунцево. Проклятое место, 1872
|

Весенний пейзаж с избой, 1890-е
|

Осень. Сокольники, 1880-1890-е
|
| | | |
|
|