Русский художник Алексей Саврасов. Галерея картин. Живопись
"Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу. Не стало одного из самых глубоких русских художников... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... И эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта." (Исаак Левитан, 1897, из некролога на смерть Саврасова).

В зрелые годы Саврасов отходит от своего первоначального пристрастия к изображению огромных деревьев с многолиственной, широкой кроной - пристрастия, навеянного академической романтической традицией. Он особенно остро ощущает своеобразие ранней весны, когда деревья еще оголены; осень и зима содержат для него также много чарующе-притягательного.

Поэтому излюбленным для художника остается мотив обнаженных стволов и сучьев, их изгибы и переплетения. Тоненькая сетка ветвей, прозрачная и легкая на фоне голубого неба, в «Грачах» говорит о готовящемся весеннем обновлении природы. Доминирующее в картине лирическое настроение преображает и придает особую поэтичность, казалось бы, простому, неприхотливому мотиву. Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: "Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."
проселок
Проселок. 1873
берег реки
Берег реки. 1879
закат
Вечер.
Конец 1860-х - начало 1870-х
стога
К концу лета на Волге.
1873


болото
Закат над болотом.
1871
пейзаж
Пейзаж с церковью.
1885
дубы
Вид в окрестностях
Ораниенбаума. 1854
половодье
Ранняя весна.
Половодье. 1868


мост
У ворот монастыря.
1875
горы
Вид в Швейцарских
Альпах (Гора Малый Рухен).
1862
сосновый бор
Дорога в лесу.
1871
кремль
Вид на Московский Кремль.
Весна. 1873


деревня
Осень. Деревушка у ручья.
1870-е
монастырь
Новодевичий монастырь.
1890
озеро
Озеро в горах Швейцарии.
1866
волки
Пейзаж с волками.
1880-е


река
На Волге. 1875
everning
Вечер. 1877
башня
Сухарева башня. 1872
закат
Закат. Начало 1870-х


пасека
Сельский вид. 1867
стадо
Лосиный остров
в Сокольниках. 1869
rainbow
Пейзаж с радугой.
1881
домик
Пейзаж с избушкой.
1866


Ивы
Ивы у пруда, 1872
Хоровод
Хоровод в селе
1873-1874
Берег реки
Берег реки Велуньи
в низовьях, 1870-е

Весна, 1874


Весна
Весна.
Конец 1870-х - начало 1880-х
Дубки
Дубки, 1850-е
После дождя
После дождя, 1880-е
Вечер
Вечер, 1880


Сосны
Пейзаж с соснами
Ночка
Ночка, 1883
Поле
Сжатое поле, 1874
Домик
Пейзаж с домиком