Алексей Саврасов » Картины, живопись » Лосиный остров в Сокольниках
Живопись, картины маслом - Лосиный остров в Сокольниках. 1869
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
русь
Лосиный остров в Сокольниках. 1869
 Назад  |  Вперед 
Эта работа, первоначально известная под названием Опушка Лосиного острова за Сокольничей рощей, - одно из тех произведений художника, в которых особенно наглядно проявились особенности его философии природы, его стремление выявить ощущаемый им в самых привычных ее проявлениях высокий смысл.
О том, как целенаправленно добивался мастер обобщенного звучания, выражения волнующего его образного смысла, свидетельствуют сохранившиеся подготовительные материалы к работе. Стоит сравнить натурный этюд (1868, ГТГ) и саму картину Лосиный остров в Сокольниках, чтобы понять характер поисков Саврасовым целостного образа, соединившего суровое величие возносящегося к небу соснового бора и мирную, непритязательную красоту изрытой, покрытой сочной зеленью кочковатой луговины с задумчиво пасущимся на ней стадом коров.
Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир. Ему было поручено написать виды русских портов и приморских городов - Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута. С энтузиазмом И.Айвазовский взялся за новую работу и в несколько месяцев выполнил ее. В своем творчестве он прославил героические дела русского флота, славную оборону Севастополя и по мере сил откликался на все важнейшие события своего времени. Как певец моря, И.Айвазовский всегда был одним из самых известных русских художников. Все ему было доступно, все готово было служить его искусству. Но к весне он почувствовал такое влечение на юг, в Феодосию, что ничто не могло удержать его: ни росшая с каждым днем слава, ни обеспеченный прекрасный заработок, ни всеобщее внимание и предупредительность. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »