Алексей Саврасов » Картины, живопись » Лосиный остров в Сокольниках
Живопись, картины маслом - Лосиный остров в Сокольниках. 1869
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
русь
Лосиный остров в Сокольниках. 1869
 Назад  |  Вперед 
Эта работа, первоначально известная под названием Опушка Лосиного острова за Сокольничей рощей, - одно из тех произведений художника, в которых особенно наглядно проявились особенности его философии природы, его стремление выявить ощущаемый им в самых привычных ее проявлениях высокий смысл.
О том, как целенаправленно добивался мастер обобщенного звучания, выражения волнующего его образного смысла, свидетельствуют сохранившиеся подготовительные материалы к работе. Стоит сравнить натурный этюд (1868, ГТГ) и саму картину Лосиный остров в Сокольниках, чтобы понять характер поисков Саврасовым целостного образа, соединившего суровое величие возносящегося к небу соснового бора и мирную, непритязательную красоту изрытой, покрытой сочной зеленью кочковатой луговины с задумчиво пасущимся на ней стадом коров.
Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, в списке лиц, кому победивший в Октябрьской революции пролетариат должен был поставить памятники, значилось и имя русского художника Ореста Адамовича Кипренского. И хотя памятник так и не был сооружен, но уже сам факт включения О.А.Кипренского в такой список примечателен и характерен, так как показывает значение этого живописца для русского народа и для русской художественной культуры. Произведения О.Кипренского, особенно его замечательные портреты, являются одной из самых больших жемчужин нашего художественно наследия. Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся всеевропейской славы, О. Кипренский написал лучший портрет А.С.Пушкина. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А.Дельвига. Весной 1827 года художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург - проездом из Москвы в Михайловское - приехал и А.С.Пушкин. У них был общий круг знакомых и друзей, и, по преданию, в доме одного из них - Н.Д.Шереметева - и писался этот знаменитый портрет. То, что портрет А.С.Пушкина заказывал именно А. Дельвиг, не случайный факт: поэт называл А.Дельвига «художников друг и советник». " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »