Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Алексей Саврасов,
конец 1860-х
Развитие творчества Саврасова в 60-х годах
В своей композиции картина «Лосиный остров в Сокольниках» почти повторяет этюд, написанный для нее с натуры. На широкой поляне, освещенной солнцем, вдоль опушки соснового бора, пасется крестьянское стадо. На переднем плане - маленький бочажок с перекинутыми через него старыми мостками, кое-где молодая поросль хвои. По сравнению с этюдом, композиция картины более уравновешена, а дальние планы более разработаны и выявлены.
Пластическая выразительность каждого элемента в картине также передана полнее и глубже: внушительней и строже кажется густой темный лес, окаймляющий поляну, медлительнее весь ритм проходящей перед глазами жизни, - и образ всего пейзажа спокоен и торжественен в своей простоте. Красочная гамма картины, в сравнении с этюдом, отличается большим тональным единством, благодаря коричневатому тону, который в тончайшей градации проходит по всей картине.

Картина «Лосиный остров в Сокольниках» весной 1870 года была удостоена первой премии на конкурсе, Московского Общества Любителей Художеств. Современники отмечали эту удачу художника, который сумел «так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочек природы из окрестностей Москвы... Вдали темная опушка леса, которого деревья мастерской рукой нарисованы ... на первом плане местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени этот луч солнца так хорош, так радостен».
В противовес эффектным мотивам, поражающим глаз и предоставляющим широкие возможности художественному воображению и мастерству кисти, этот будничный пейзаж мог легко остаться незамеченным. Но то, что Саврасов остановил выбор на нем и сумел силой своего искусства раскрыть в нем прекрасное, позволяет говорить о Саврасове, как о художнике, выразившем лучшие черты демократической эстетики, утверждавшей понимание прекрасного, как жизненно значительного, связанного с повседневными интересами человека.

Саврасов выступает перед нами в этом произведении поэтом скромной природы. Подобно тому, как упавший на поляну скупой луч солнца преобразил и поднял грустный облик этой природы, так я Саврасов в поэтически пережитом обыденном явлении сумел распознать его жизненно значительные и возвышенные черты.
Примечательно, что близкий пейзажный образ встречается в одном из рисунков Саврасова, «Лес у озера» (1868, Государственный Русский музей), предшествующем по времени созданию этой картины. Рисунок - один из лучших в серии его графических произведений исполнен, очевидно, по заказу А.А.Борисовского. А.Солмонов в своем очерке пишет, между прочим, и о судьбе рисунков Саврасова, принадлежавших Борисовскому: «В Берлине в очень короткий промежуток времени по дорогим ценам был расхватан по рукам целый обширный альбом карандашных рисунков А.К.Саврасова, проданный там разорившимся богачем г. Б-м, который в свое время с любовью собирал эти рисунки и имел их до сотни».
В этом рисунке Саврасов скупыми средствами графического искусства сумел артистически разрешить очень глубокую по замыслу художественную задачу. Добившись большой строгости и простоты в композиции, он, соответственно, по-новому использовал и тональные возможности, заложенные в самом материале, стараясь избежать всяких внешних эффектов и приблизиться к наибольшей конкретности в пластической характеристике всего мотива. В композиции пейзажа особенно обращают внимание три высокие стройные сосны, растущие на берегу озера, среди молодой поросли, несколько поодаль от леса. Хотя форма сосен дана очень обобщенно, они тщательно проработаны художником в рисунке, отличающемся большим разнообразием линии и штриха. Их объем передан тонко разработанной светотенью доведенной в тенях до глубокого бархатистого черного тона. Изображенные крупным планом сосны величественно господствуют в пейзаже, рисуясь раскидистыми кронами на светлом, серебристом небе.
Есть что-то волнующее в этих деревьях, с их почти классически-строгим обликом. Очень искусно передан и растущий справа на дальнем берегу озера глухой хвойный лес. Глубина общего тона, передающая темноту в лесной чаще, едва вырисовывающиеся очертания деревьев, бросающих тень на воду, - все выделяет центральный план, составляя в то же время вместе с ним цельный образ, раскрывающий нечто глубоко возвышенное в отношении к природе. И рисунок «Лес у озера», и картина «Лосиный остров в Сокольниках» говорят о том, что Саврасов в обстановке подъема идейного искусства 60-х годов вырос в художника, владеющего в совершенстве методом реализма и стремящегося выразить в многогранных своих произведениях обобщенный образ родной природы.
Подобное решение пейзажа стало отличительной особенностью почти всех произведений, исполненных Саврасовым в 70-х годах. Примечательно, что непосредственно вслед за картиной «Лосиный остров в Сокольниках», в 1870 году Саврасов написал небольшую, глубоко поэтичную картину «Лунная ночь. Болото» (Серпуховской Историко-художественный музей). Весь живописный строй ее необычайно созвучен с пейзажем «Лосиный остров». «Лунная ночь» дает еще острее почувствовать своеобразие трактовки русской природы, проявившееся в творчестве Саврасова на рубеже 60-х и 70-х годов.
Начав творческий путь еще в начале 50-х годов, Саврасов был крепко связан с традициями романтизма. Правда, в произведениях конца 60-х годов они выступали уже, по справедливому выражению А.А.Федорова-Давыдова, «реалистически переработанными, наполненными новым идейным содержанием», но не исчезли бесследно. Теперь они своеобразно преломляются в возвышенном восприятии художником природы.
Следует особо отметить, что Саврасов в 60-х годах не придавал своим пейзажам эффектного вида. Он писал и маленькие, глухие деревушки, с занесенными снегом низкими избами, и ухабистые проселочные дороги, и истощенные крепостническим хозяйством поля, и тощие, кривые березки, заставляя видеть всю неприкрытую бедность народа. И в то же время, он никогда не давал почувствовать в них только подавленность и скорбь, только нищету и прозаическую обыденность. В их многогранно выраженном содержании, наряду с глубоко трогательными, часто печальными чертами, всегда присутствует и ярко выраженное жизнеутверждающее начало, которое Саврасов особенно остро чувствовал в каждом явлении природы. Поэтический образ пейзажей, возникший из лирического переживания художником того или иного мотива природы, вырастает в обобщенное представление с природе родного края, таящей в себе огромные плодоносные силы. Вместе с тем, в 60-х годах по новому проявилось лирическое начало в саврасовских пейзажах, - оно стало близко к гражданской лирике Некрасова.