Первая поездка Саврасова на Волгу
На рубеже 60-х и 70-х годов А.К.Саврасов, вступая в третье десятилетие творческой жизни, пришел к полной созвучности своих идейно-художественных интересов с самыми передовыми устремлениями общественной мысли. Он был деятельным участником группы, подготовлявшей организацию Товарищества Передвижных Художественных выставок, его устав и т.д.
В неопубликованных воспоминаниях дочь художника В.А.Саврасова пишет: «...Преподаватели окончив занятия сходились к нам, чтобы обсудить специальные вопросы, возникшие за день. Начинались горячие споры, подходили художники со стороны, составлялся тесный кружок. Оживление и страсти разгорались... Старшие ученики, будущие славные имена, принимали участие в этих горячих дебатах. Здесь родилась и осуществлялась идея о передвижных выставках... В маленьких комнатках с низкими потолками было весело, непринужденно, и речи звучали гордо, независимо». Под письмом-обращением 23-х художников к художникам Петербурга от 23 ноября 1869 года подписи Саврасова и его ученика Каменева следуют непосредственно за подписями главных вдохновителей новой организации - Мясоедова и Перова.
Вступлением в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок, первого объединения художников-реалистов, начинается следующий период творческой биографии Саврасова. С 1871 года он стал участником Передвижных выставок, а в 1872 году был избран в правление Товарищества одновременно с Перовым и Прянишниковым. Саврасов в то время много и плодотворно работал и вел в пейзажном классе большую группу талантливых учеников. Летом, как и в предыдущие годы, он совершал поездки по стране.
Список произведений Саврасова, относящихся к 70-м годам, открывается небольшой, но чудесной по исполнению картиной. Это - пейзаж «Лунная ночь. Болото», родственный работам конца 60-x годов. В нем изображен типичный русский пейзаж, с бескрайними далями расстилающейся равнины, окутанной ночным туманом. В композиции преобладают широкие горизонтальные планы, подчеркивающие глубинность пейзажа. Глаз как бы втягивается в пространство. Мягкий, золотистый свет луны, пробиваясь сквозь плотный слон облаков, слабо выделяет в темноте группу людей около потухающего костра и стадо, отдыхающее у бочажка, освещенного лунным светом. С огромным мастерством разработан колорит, сохраняющий в основе глубокий темно-коричневый тон. Однако, при кажущейся однотонности, колорит, необычайно эмоциональный и напряженный, содержит в действительности богатую оттенками цветовую гамму, золотисто-коричневую в освещенных местах и почти черную - в тенях. И именно благодаря сдержанной, но сильной живописи весь пейзаж, казалось бы, унылый и неприглядный, наполнен удивительным обаянием ночи. Если он может вызвать у зрителя! чувство щемящей тоски, то вместе с тем не может не потрясти просторами, полными затаенной жизни. По простоте мотива и лаконизму изобразительных средств, это произведение представляло, поистине, новое слово в пейзажной живописи.
В отчетах Саврасова по Московскому Училищу Живописи, Ваяния и Зодчества за 1870 год впервые встречаются сведения о произведениях, написанных им по волжским этюдам. Вплоть до 1875 года художник работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но любимыми местами продолжали оставаться волжские берега между Ярославлем и Костромой. В те же годы Саврасов ездил на Керженец и на Оку.
Картина «Печерский монастырь под Нижним-Новгородом» (Горьковский художественный музей) - первое известное произведение в ряду его волжских пейзажей. К лету 1870 года относится этюд для этой картины, которая, вероятно, была окончена художником в начале зимы того же года, перед отъездом в Ярославль (куда он выехал в первых числах декабря). Судя по композиции этюда и выбранной художником точке зрения, открывающей с большой высоты вид на волжские просторы и монастырь со слободой, можно думать, что Саврасова привлекала с самого начала задача - написать картину, в которой одним из действенных элементов является старинный архитектурный памятник.
В этюде холодная полоса Волги, с песчаной отмелью, обращает на себя едва ли меньше внимания, чем архитектура монастыря, возвышающегося над зеленью деревьев и низкими строениями, лепящимися по склону. Косые лучи солнца, вырвавшись из-за тучи, освещают мягким золотистым светом и белое здание монастыря, и отмель, в то время, как весь пейзаж в ближайших планах выдержан в коричневато-золотистом тоне, присутствие которого заметно даже в зелени деревьев. Широкая река, затененная надвигающейся тучей, кажется темной и напряженной по цвету. Приведенная к единству в тональных отношениях, очень выразительная цветовая гамма этюда прекрасно объединяет пейзаж и архитектуру.
Саврасов, несомненно, положил в основу картины этот этюд. Но по сравнению с ним в картине есть ряд существенных отличий, внесших некоторые черты повествовательности, задерживающие внимание на том, что может, по мнению художника, шире вскрыть смысл изображенного. Художник значительно расширяет композицию, изображая на переднем плане часть поросшего травой склона, благодаря чему монастырь и жилые строения воспринимаются еще более удаленными. Гораздо более значительное место отдано в картине Волге. Действительно чувствуешь волжские просторы, открывающиеся с высокого гористого берега. Окончив это произведение (которое, очевидно, тогда же приобрел Третьяков), Саврасов взял отпуск и выехал в Ярославль.
Саврасов писал Третьякову: «...Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством...».
В письме от 13 февраля 1871 года Саврасов пишет Третьякову о том, что он почти закончил картину «Волга», но не решается отправить ее в Петербург на конкурс, не имея возможности лично выехать из Ярославля, вследствие болезни жены. И только в марте картина была привезена самим художником в Москву.