Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Алексей Саврасов,
первая половина 1870-х
Первая поездка Саврасова на Волгу
О картине «Волга» до сего времени известно только, что она еще в 90-х годах находилась у одного московского собирателя. Из литературных источников удалось точно установить, что в ней изображен был волжский пейзаж с бурлаками, тянущими бичевой баржи. Зарождение этой картины относится, надо полагать, к лету 1870 года. Точное название картины, упоминаемой в отчете Московского Общества Любителей Художеств, где она появилась на конкурсе в марте 1871 года, было «Волга под Юрьевцем».
Можно лишь предполагать, какие волжские этюды Саврасова послужили подготовительным материалом для картины, но зато неоконченный эскиз (Государственная Третьяковская галерея) с изображением бурлаков, тянущих лямку, позволяет более определенно представить себе самую картину. В эскизе, конечно, содержание картины еще далеко не вполне раскрыто: это относится, в первую очередь, к характеристике бурлаков. Во всю ширину холста в эскизе изображен волжский пейзаж с высоким гористым берегом вдали. По краю низкого берега, на переднем плане, длинная вереница бурлаков, медленно, с напряжением тянет баржи. Бурлаки двигаются парами, сильно наклонясь вперед. За исключением трех бурлаков в голове колонны, лица остальных даны в эскизе только в подмалевке, но прекрасно найдены положение фигур, тянущих непосильную тяжесть, и ритм медленного движения. Среди бурлаков - юноши, мужики с окладистыми бородами, старик. Поют они или только голосом вторят шагу, но рот у многих полуоткрыт. Трое молодых, идущих впереди, даны крупным планом. Особенно обращает внимание передний. Он в длинной белой рубахе, синих штанах и красном жилете. Из-под шапки видны золотистые волосы. Рот полуоткрыт. В лице, полном жизненной силы, много экспрессии. В фигурах двух бурлаков, шагающих вслед за ним, уже нет столь ярко выраженной силы жизни. На их лицах - печать изнуряющей работы и тупая покорность. За двумя молодыми шагает крепкий коренастый старик с седой бородой, в белой рубахе и высоком гречневике.
При всей эскизности и непроработанности лиц, художник подчеркнул такие черты, которые заставляют сильнее звучать глубокий социальный смысл темы. Хотя по замыслу художника ведущее положение в картине занимают бурлаки, композиция эскиза построена на единстве их с широко взятым пейзажем. В глубине слева, как бы за поворотом реки, открываются волжские дали. Гористый берег с селением и ветряными мельницами подходит почти к верхнему краю картины. Из-за горизонта поднимаются кучевые сероватые облака, бросающие тень на воду, на склоны берега и на бурлаков, оставляя в свету лишь переднюю группу.
Задуманная картина требовала большой и напряженной работы над характеристиками портретов, над созданием типических образов, в которых воплощался бы и жизненный опыт художника, и его представление о русском народе и о рабском труде бурлака. Зная, как трудна для пейзажиста работа над пластической выразительностью человеческого лица, нельзя не придти к мысли, что Саврасов мог пользоваться советами жанристов, тем более, что на эскизе под подписью Саврасова стоит подпись Перова, закрытая верхним красочным слоем. Из краткого описания картины становится ясным, что ее содержание совпадает почти полностью с содержанием эскиза. «По отделу пейзажей первая премия присуждена А.К.Саврасову за его «Вид Волги под Юрьевцем». Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит... дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бичеве баржу; невеселая, но характерная картина... Так и стонет в воздухе: эй, ухнем!».
Следовательно, в картине художник отступил от эскиза только в изображении пейзажа, усилив его сумрачным колоритом трагическую ноту, звучащую в содержании. Некоторое представление о характере пейзажа в этой картине дает рисунок Саврасова «Грозовая туча над Волгой», в альбоме, изданном в 1894 году. Солмонов, описывая этот рисунок, подчеркивает его непосредственную связь с картиной именно в пейзаже. Но в отличие от картины, в рисунке бурлаки, идущие вброд, лишь слабо выделяются суммарными очертаниями на фоне темного гористого берега.
«...Получившая премию картина академика Саврасова «Волга под Юрьевцем» возбудила общий интерес публики новизною сюжета и его во многих отношениях прекрасною передачею». Полагаясь на эти показания современников, можно придти к заключению, что Саврасов, несмотря на столь необычайный для пейзажной живописи замысел картины создал произведение, достойно завершившее те идейно-художественные устремления, которыми отмечено его творчество в 60-е годы. И так же, как в лучших пейзажах Саврасова конца 60-х годов, так и в этой картине, сквозь скорбь народных страданий, чувствуешь могучее дыхание жизни. В этом смысле, выделенная в эскизе фигура молодого бурлака особенно обращает внимание смелой характеристикой. Глядя на его уверенный шаг, на устремленный вперед горячий взор, невольно вспоминаешь вдохновенные строки Некрасова, полные веры в силы русского народа, в его великое будущее: «Вынесет все, - и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе...». В этом произведении, с его столь определенно выраженным идейным замыслом, видны подлинно народные черты саврасовского творчества.
В свете данной картины становится особенно понятной и направленность лучших его пейзажей, неизменно сохранявших народную тему. Это произведение Саврасова законно встает в ряд с аналогичной поэмой Некрасова «На Волге», написанной в 1860 году, но представляет собою не простое повторение некрасовских образов, а дает развитие той же темы в новых общественно-исторических условиях. Образ идущего впереди всей группы бурлаков молодого крестьянина позволяет предполагать, что Саврасов не хотел изобразить бурлаков только как подавленную, забитую массу, а сумел разглядеть среди них непокорных и смелых людей. И если художнику удалось действительно выразить в неизвестной нам картине идейный замысел, намеченный в эскизе, то можно быть уверенным, что он правдиво отразил характерные для пореформенной эпохи народные настроения.
Картина Саврасова по своей идее созвучна с содержанием картины «Бурлаки на Волге», задуманной в том же году молодым, только что вступавшим в художественную жизнь Репиным. Знаменательно, что эта тема родилась одновременно на рубеже 60-х и 70-х годов у двух русских художников, никогда до этого времени не общавшихся друг с другом. В марте 1871 года, когда Саврасов выступил на конкурсе в Москве с оконченной большой картиной, Репин дебютировал на конкурсе Общества Поощрения Художников в Петербурге только с эскизом, который впоследствии был им решительно переработан в картине, оконченной в 1873 году. Еще за несколько лет до Саврасова и Репина той же темой увлекся и В.В.Верещагин, исполнивший ряд этюдом маслом и карандашный эскиз к неосуществленной картине «Бурлаки». Так же, как и для Саврасова и Репина, для Верещагина, по его признанию, работа над этой темой имела большое значение.