Начало преподавательской деятельности
Саврасов в своей картине показал себя бесконечно более последовательным реалистом, хорошо чувствующим здоровое трудовое начало в жизни простого человека. Художник выразил чувства и настроения, которые вызывает природа у русского крестьянина, правдивее и жизненнее, чем это было сделано его предшественниками, разрабатывавшими подобную тему.
Для более полного представления о силе и направленности тех достижений, с которыми вступил Саврасов во второе десятилетие своей творческой деятельности, можно остановиться еще на одном, произведении художника, так называемом «Пейзаже с дубами» (1860). В центре композиции изображены крупным планом растущие на возвышении два могучих старых дуба. Их раскидистые ветви, переплетаясь, образуют зеленый шатер. Некоторая традиционность построения - (выделение центрального плана) делает это произведение близким к пейзажному искусству пятидесятых годов. И вместе с тем наполняющее пейзаж чувство природы снимает эту внешнюю традиционность, образ становится полновесным и правдивым. Живая, полная сил. природа выступает в каждой черте этого пейзажа. Листва дубов в соседстве с красноватой горячего тона землей, кажется еще более глубокой по тону и богатой оттенками. В глубине, в просвете между редкими деревьями видна яркая, освещенная солнцем зелень. На траве, в тени центральной группы деревьев, отдыхает крестьянский подросток в белой рубахе и картузе. Опершись руками на траву и слегка приподнявшись, он смотрит на коров, пасущихся под деревьями по склону. Около паренька - длинный пастуший кнут.
Изображенный Саврасовым сюжет является новым и вполне самостоятельным по своему решению, хотя он широко применялся и раньше в пейзажном искусстве. Стремление представить человека в единстве с природой сообщило в данном случае пейзажу Саврасова своеобразно выраженные лирические черты, которые в дальнейшем углубились в творчестве Саврасоова. Завершая собой определенный круг исканий, этот пейзаж, вместе с другими произведениями художника, прекрасно характеризует русское пейзажное искусство пятидесятых годов, сложившееся на прочной реалистической основе. Характеристику творчества Саврасова за этот ранний, мало исследованный период могут значительно дополнить литературные источники того времени, состоящие, главным образом, из обзорных статей по выставкам, организованным в Московском Училище Живописи и Ваяния. На основании этих статей можно заключить, что Саврасов с самого начала 50-х годов заметно выделялся из числа других пейзажистов московской школы.
Останавливая внимание на отдельных картинах, авторы статей рисуют творческое лицо художника на фоне передовых устремлений русского реалистического искусства. В это десятилетие яркий и самобытный талант Саврасова развивался, как видно, на основе изучения природы, и в каждом его произведении художественная общественность того времени приветствовала правдивость и самобытность содержания. Одна из статей, напечатанная в 1862 году, в отличие от прочих статей, интересна своим критическим обзором саврасовского творчества за все 50-е годы. Она содержит в себе почти неизвестный материал, показывающий пути преодоления Саврасовым слабых и ограниченных сторон своего творческого метода, формировавшегося в окружении романтического искусства воробьевской школы.
«В начале своей художественной деятельности, - пишет автор статьи, - Саврасов провел одно лето в Кунцеве и там написал несколько этюдов, в которых нельзя было не видеть присутствия положительного дарования. В рисунке деревьев, в их колере и в освещении было много истины и красоты, в мотивах дальностей и в облаках - столько грации, что его этюды живо напомнили нам этюды Штернберга... Любуясь тогда этюдами Саврасова, мы ожидали от него прекрасной картины из видов Кунцева, но художник нам ее не дал... Вместо ожидаемых картин мы увидели у него ряд других произведений не без достоинств, но в которых не было и следа этюдов, сделанных в Кунцеве; художник работал в каком-то безотчетном хаосе, то под влиянием приемов, подмеченных им у одного нашего знаменитого русского таланта, то руководствуясь собственным воображением, то силясь подражать только натуре. Блестящие эффекты, резкие противоположности светов и тени сделались любимыми его приемами. Какая-то рыжеватость колеров в тенях и ослепительный блеск в светах производили неприятное впечатление; были сильные яркие краски, гармонии в пейзаже ни в земных предметах, ни в небесах не было».
Началом решительного перелома в творческом методе Саврасова автор считает 1854 год. В это лето, связанное с работой в Петергофе и Ораниенбауме, Саврасов, - по словам автора статьи,- «отбросил все чужое, навеянное посторонним влиянием, и доверчиво отдался природе». Саврасов в этой статье выступает перед нами художником целеустремленным, сумевшим найти свой путь к реализму в крайне сложных условиях художественной жизни 50-х годов. «...У нас в Москве, где так мало художников и особенно пейзажистов, где с большим трудом и то едва-едва формируется художественный кружок... где лишь в нынешнем году открыта картинная галерея, где нет ни одного художественного журнала, где не более двух лет читается история искусства в Университете, где периодические издания часто уклоняются от критических статей по части художеств, боясь, что публика читать их не станет, в Москве, где нет ни одной мастерской, потому что те жалкие помещения с подслеповатым освещением, где теснятся наши художники, нельзя назвать мастерскими (в них, мы полагаем, и сапоги тачать не совсем удобно, не то что писать картины), - в Москве трудно... сформироваться художнику, а потому, возвращаясь к успехам Саврасова и других, скажем, что московскому художнику много потребно силы дарования и стремления к совершенствованию, чтобы не пасть ниже посредственности».
Лучшие из произведений, созданных Саврасовым, за годы 1854-1859: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», «Морской берег. Сумерки», «Пейзаж с рекой и рыбаком», а также не дошедшие до нас картины, известные лишь по литературным источникам, ясно свидетельствуют, что художник во второе десятилетие своей творческой жизни вошел с огромными достижениями. К этому времени у Саврасова не только вполне окрепли черты реалистического метода, но и сложилось «свое воззрение» на искусство изображения природы, выразившееся, как видно, в стремлении к лирическим мотивам русского пейзажа, с присущей им гармонией в колорите.