Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Саврасов в год смерти, 1897
Последний период жизни и творчества
Высокими художественными качествами отличаются произведения Саврасова, созданные художником на протяжении 70-х годов, вслед за пейзажем «Радуга». Это, в первую очередь, - пейзаж «Иней» (1876-1877, Воронежский Областной Художественный музей), картина «Вечер» (1877), ранее неизвестная и обнаруженная в последнее время, и, наконец, не вполне законченный пейзаж «Летний день» (1879, Пензенская Картинная галерея), а также ряд других.
По времени исполнения к этой же группе примыкают и некоторые не датированные пейзажи Саврасова, например, уютный «Дворик» (Государственная Третьяковская галерея) и маленький этюд «Весна» (Государственная Третьяковская галерея). Все эти произведения, выполненные художником на уровне высокого мастерства, в полной мере раскрывают перед нами сильные стороны его таланта. В большой (141х106) картине «Вечер» Саврасов очень убедительно передал состояние природы при мягком золотистом свете закатившегося солнца. Тонко разработано в пейзаже вечернее небо, затянутое у горизонта грядой облаков. Справа, на фоне неба, вырисовываются кроны высоких деревьев, растущих на возвышенности и придающих композиции пейзажа несколько торжественный характер. Избежав резких и подчеркнутых красочных эффектов, художник нашел очень цельное и спокойное колористическое решение.
Маленький пейзаж «Иней», прекрасно разработанный в цветовой гамме, может быть, больше других картин раскрывает перед нами его дар художника-колориста. В работе над этим драгоценным произведением, изображающим опушенный инеем лес в ясный зимний день, художник, сохранив всю свежесть своего восприятия натуры, стремился в то же время, как видно, к исключительной законченности художественного выражения. Здесь обращает внимание и проработанность пейзажа в рисунке, передающем заиндевелые ветви деревьев, и тонкая цветовая гамма, богатая рефлексами и цветными тенями, заставляющая как бы сверкать и искриться белый снежный покров на земле. Все в этом пейзаже до крайности просто, но в то же время внутренняя завершенность всего изображенного не оставляет сомнения, что это произведение, которое Чистяков в письме к Поленову назвал «даровитой шуточкой», было предметом серьезных творческих усилий и длительной работы.
Маленький этюд Саврасова «Весна» (18X26, Государственная Третьяковская галерея) рядом с пейзажем «Иней» кажется написанным одним дыханием. Очарованный весенним пробуждением природы, Саврасов передал здесь свои первые непосредственные впечатления. Очень интересен по живописи и пейзаж «Дворик». Исполненный широкой манерой письма, он в то же время прекрасно передает конкретные черты всего изображенного. Живопись его, мягкая и очень пластичная, помогает тонко чувствовать натуру. И как ни лаконично изображает художник занесенный снегом дворик с голыми деревцами, со стайкой слетевшихся птиц и утками, гуляющими около дома,- все здесь говорит о приближении весенних теплых дней, заставляя остро чувствовать жизнь природы.
Художником передано много тонко наблюденных типических черт. При взгляде на эту картину, с ее особенной манерой живописи, в памяти невольно встают многие пейзажи ученика Саврасова - Светославского; связь учителя и ученика, для которого живопись Саврасова являлась, несомненно, блестящим примером, становится ясной и ощутимой. Воплощение в картинах всех его творческих замыслов, естественно, требовало от художника исключительной заботы и внимания к средствам живописного выражения. И, действительно, как это видно по его произведениям, Саврасов очень много работал над тем, что можно отнести к средствам живописного воплощения образа. Художник закономерно включил в свою, очень индивидуальную палитру то, что было найдено им в работе над этюдами на открытом воздухе. Это сказалось самым благотворным образом на исполнении его картин.
Истоки живописных исканий намечаются в его работах с конца 50-х годов. На протяжении 70-х годов Саврасов дает уже возможность говорить со всей определенностью о завоевании живописных принципов пленэра. Это относится не только к его отдельным этюдам: «Весна» (1874), маленький пейзаж конца 70-х годов «Первый снег» и др., но и к таким произведениям, как весенний пейзаж «Ветлы у пруда» (1872), написанный в очень легкой и прозрачной золотистой гамме, «Летний пейзаж со стадом» (1874), «Радуга» (1875), «Иней» (1876-1877), «Летний пейзаж с дубами» и, наконец, «Дворик». Во всех этих произведениях богато разработана цветовая гамма, которая выгодно отличает пейзажи Саврасова от большинства произведений художников-пейзажистов, его современников.
Однако, в конце 70-х годов, наряду с глубокими и значительными произведениями, Саврасовым был исполнен ряд картин, несущих в своем содержании очень противоречивые черты. В эти же годы у художника обнаружилось пристрастие к ярким кричащим краскам, к эффектным «закатам», в изображении которых он доверялся не столько натуре, сколько памяти и, главное, воображению.
В начале восьмидесятых годов в творчестве Саврасова начали появляться первые признаки назревающего серьезного перелома. Из двух показанных им на X Передвижной выставке 1881 года картин «Рожь» и «Весна. Половодье», была интересна лишь первая, изображающая освещенные солнцем поля спеющей ржи в момент приближения грозы (в 1948 году эта картина поступила в собрание Государственная Третьяковская галерея). В следующем, 1882, году художником была написана небольшая картина «Оттепель» (частное собрание). Она так же, как и «Рожь», является более завершенной в своем образе, нежели две другие живописные работы того же года: «Осень» (Иркутский Художественный музей) и «Пейзаж с дорогой и мостиком через ручей».
Небольшая картина «Оттепель», хорошо передает общее состояние природы, характерное для начала весны; коричневато-серого тона растаявший снег, затопленные лесные прогалины, черные голые деревья, окутанные в ветвях туманной дымкой влажного воздуха - все приведено к единству в колорите, сообщившему изображению особенную выразительность. Этот пейзаж-повторение рисунка Саврасова «Начало весны» (1876, Государственная Третьяковская галерея). Работа над рисунком значительно облегчила художнику исполнение картины и выгодно сказалась на ее художественном качестве. В картине каждый предмет, жизненно конкретно переданный художником, сохраняет пластически ясную форму.
Другие известные произведения, относящиеся к этому периоду, «Ночь на Воробьевых горах» и «Ночка», очень смелые и оригинальные по замыслу, являлись, вероятно, в большой мере фантазиями художника, близкими к его юношеским увлечениям романтизмом, чуть ли не в духе Корреджо и итальянского художника Тициана. Используя свой богатейший опыт в области рисунка и неистощимый запас наблюденных мотивов, Саврасов в 80-х годах начал работать для московских журналов «Радуга», «Эпоха» и других.