Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Алексей Саврасов,
первая половина 1860-х
Годы ученичества. Первые самостоятельные работы
Для изучающих творчество Саврасова должна представлять большой интерес первая юношеская работа художника. Правда, этюд «Камень в лесу у «Разлива»», или, как его называли в документах Училища, «Камень у маленького ручья» (1850, Государственная Третьяковская галерея), показывает Саврасова еще очень незрелым, едва лишь оторвавшимся от школьного штудирования натуры. Эта незрелость обнаруживается и в самой характеристике пейзажного мотива, который привлек к себе внимание художника, а также и в несколько наивном, «бесхитростном» воспроизведении всего того, что открылось ему в природе. Как будто он боялся растерять хотя бы крупицу из чаши, переполненной дарами природы. Все, что вошло в композицию пейзажа из окружающей природы, вошло без большого отбора, но «разобрано» в этюде с явно выраженной способностью к наблюдению.
В центре этюда, среди деревьев, художник изобразил огромный камень, на вершине которого он поместил фигурки двух мальчиков - барчука, сына владельца усадьбы, и деревенского мальчика, сына кормилицы. Эта группа, введенная художником в пейзаж, вероятно, использовалась им как средство сделать более наглядными масштабные отношения изображенных предметов. Большой свободы и мастерства в живописном методе еще не чувствуется, но в том, как разнообразно по цвету написана землисто-коричневая поверхность старого камня, местами поросшего мхом, как вылеплен цветом ствол березы, - видны и серьезное изучение натуры, и первые опыты сложного письма, и стремление раскрыть живописную красоту каждого предмета. В то же время весь этюд в целом красноречиво говорит о свойственной художнику свежести и непосредственности восприятия природы, и о привитых школой крепких реалистических основах, без которых было бы немыслимо дальнейшее движение вперед.
Получив 25 сентября 1850 года звание художника, Саврасов продолжал сохранять живую и крепкую связь с Училищем. В отчетах по художественному классу Московского Училища имеется подробный перечень исполненных Саврасовым самостоятельных работ, которыми он отчитывался перед Училищем. Некоторые из них тогда же были экспонированы на ученических выставках. Благодаря этому становится ясным, что Саврасов, пройдя курс в Московском Училище Живописи и Ваяния, не продолжал образования в Академии Художеств, как считают многие исследователи. После небольшого этюда, написанного Саврасовым в 1850 году, на Влахернской, следующим по времени известным его произведением является картина «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851, Государственная Третьяковская галерея).

Пейзаж, исполненный художником с огромным внутренним темпераментом, поражает красотой живописи. Какой удивительный скачек к творческой зрелости был проделан Саврасовым в создании этой картины. По сравнению с только что разобранным этюдом 1850 года, творческие искания Саврасова стали неизмеримо глубже. И то, что на первый взгляд может быть воспринято в этом пейзаже, как влияние господствовавших художественных авторитетов, в действительности является глубоко переработанным и органично подчиненным художественному замыслу. Содержание пейзажа «Вид на Кремль в ненастную погоду» почерпнуто художником из жизни самой природы. В нем все находится в напряжении, которое нарастает от переднего плана в глубину, достигает своего апогея в небе, в движении грозовых туч и разрешается победой солнечного луча, прорвавшегося сквозь тучу и заставившего сверкать светлым пятном стройный ансамбль кремлевских дворцов и храмов. Именно в таком плане построена Саврасовым композиция пейзажа, и каждый элемент, в нем участвующий, полон глубокой внутренней выразительности. Живописная манера пейзажа также очень индивидуализирована в различных своих планах. Достигнутая Саврасовым высокая мера законченности говорит о преодолении обычных для начинающих живописцев трудностей. Яркие и волнующие впечатления реальности подчинили себе полет романтической юной фантазии Саврасова.
На ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния в 1851 году картина вызвала восторженные отзывы посетителей. В специальной статье по поводу выставки Рамазанов подробно останавливается на этой картине, выделяя ее жизненность и правдивость: «...видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы - быть ливню и грозе. Такова картина». Появление подобного пейзажа должно было закрепить за Саврасовым особое положение среди художников московской школы. Еще во многом оставаясь близким к искусству романтиков, он инстинктивно тянулся к природе, стремясь постигнуть в этюдах и рисунках многогранность мира ее явлений. Природа становилась его второй школой, корректирующей юношеские увлечения. В 1852 году Саврасов снова ездил на Украину. Под впечатлением поездки художником был создан в 1853 году ряд картин южной степи и «Вид Киева с Днепра».
Такова летопись первых лет его самостоятельной творческой жизни. Летние месяцы 1854 года Саврасов работал в окрестностях Петербурга по приглашению великой княгини Марии Николаевны, обратившей внимание на его произведения, представленные на выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния. Судя по рисункам в альбоме с пометкой «Рисунки с натуры А.Саврасов, 1854. Дача Сергиевское великой княгини Марии Николаевны», можно считать, что в то лето художник собирал материалы для заказанных ему картин, которые осенью он представил в Академию Художеств для соискания звания академика. В альбоме, в первую очередь, можно выделить рисунки, которые исполнены непосредственно для картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума». Так, на листе 3-м, подписанном 29 августа, старые пни спиленных деревьев с выступающими из-под земли обнаженными корнями представляют собою очень выразительный мотив, почти целиком перенесенный художником в картину. Рисунок исполнен итальянским и графитным карандашами, растушкой и белилами.