Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Село Молвитино, с которым
связана история создания
картины "Грачи прилетели"
"Грачи прилетели"
При сравнении этюдов с картиной можно с уверенностью сказать, что полностью вошел в картину второй из них, легший в основу центральной части композиции пейзажа. В этюде, как и в картине, выбранная художником точка зрения открывает вид на окраину селения. На переднем плане - группа берез, растущих на пустыре, в глубине - церковь с шатровой колокольней, из-за забора видны крыши изб, расположенных около церкви. Слева, в глубине за домами, в этюде изображено тоненькое деревцо с сидящим на ветке грачом.
В отличие от картины, грач, сидящий на снегу, изображен на переднем плане, перед группой берез. Этот этюд был написан художником в яркий солнечный день. Своим горячим коричневато-золотистым колоритом он разительно отличается от картины. Судя по манере исполнения, художник писал его непосредственно с натуры. Внизу на этюде подпись по свежему слою краски: «А Саврасовъ Молвитино».
В первом этюде нет столь яркого сходства с картиной, и мотив, изображенный художником, взят под другим углом зрения. Благодаря этому все изображенные предметы даны в этюде в иной конфигурации, и на переднем плане в центре оказалась группа берез, совершенно отличных по рисунку от берез в другом этюде. Растаявший пруд занял в этюде левую часть переднего плана. Все предметы второго плана, за забором, написаны художником в ракурсе. Отдельные строения, изображенные в разобранном выше этюде, не попали в поле зрения художника; церковь дана с выступающей на зрителя абсидой; справа за забором появился ряд низких домиков, которых нет ни в другом этюде, ни в самой картине. Большое место в этом этюде отведено небу с низким горизонтом. Голые ветки берез с грачиными гнездами выступают легким рисунком на фоне плотного белого облака. Общий колорит - холодный, с преобладающими глубокими темными тонами. Этюд написан очень свободно, прием наложения красочного мазка несколько иной. Справа на этюде подпись: «А. Саврасовъ».
При сравнении этого этюда с фотоснимком, сделанным с самого архитектурного памятника в селе Молвитине, ясно видно отличие изображенного памятника от оригинала. Вместо восьмигранной формы шатровой колокольни, в этюде дана четырехгранная, непропорционально вытянутая, и даже несколько искаженная в пропорции. Поскольку Саврасов взял в этом этюде церковь с северо-востока, со стороны абсиды, колокольня ее, стоящая на западной стороне и закрытая частично зданием церкви, даже не могла попасть целиком в поле зрения художника. Между тем, здесь колокольня стоит на северной стороне по отношению к храму.
Таким образом, если в одном этюде, как и в картине изображен архитектурный памятник из села Молвитина, то в отношении второго этюда такое утверждение вызывает ряд сомнений. Не вполне ясно также и точное время исполнения данного произведения, которое очень тесно связано с самой картиной и, вместе с тем, все-таки существенно отличается от нее. Но если возможно предположить, что художник написал этот этюд по памяти уже в процессе работы над картиной, когда все основные формы архитектурного памятника были точно проработаны в первом этюде и в рисунке-эскизе, тогда, несмотря на столь существенное отличие разбираемого произведения от картины, можно думать, что оно сыграло свою роль в создании художником столь глубокой по содержанию картины. В нем Саврасов тонко передал то короткое по времени состояние природы, характерное для начала весны в средней полосе России, которое так волнует и в самой картине.
Многие, остро подмеченные в этом этюде черты говорят о наступившем в жизни природы переломном моменте. Краски зимнего пейзажа утратили уже свою яркость и чистоту, воздух стал влажным от теплого южного ветра, но холод еще борется с теплом. Небо от горизонта затянуто тяжелым слоем облаков, почти не чувствуется солнца, а общий колорит вносит «те трогательные... печальные черты», которые, по словам Левитана, «чувствуются в нашем родном пейзаже и... неотразимо действуют на душу». Таким образом, Саврасову в этом втором этюде было нужно и дорого лирическое содержание мотива, тонко переданное его колористическим строем.
Наряду с этими двумя этюдами, относящимися к начальному этапу работы Саврасова над картиной «Грачи прилетели», несомненный интерес представляет большой неоконченный рисунок всей композиции, сделанный художником, очевидно, уже в процессе работы. Он является очень важным документом в изучении всех этапов создания Саврасовым картины и как бы вводит нас в творческую лабораторию художника, где мы присутствуем при рождении всего произведения. Это, несомненно, эскиз, в котором дана композиция картины в ее конечном варианте.
В отличие от первого этюда, здесь центральную группу берез справа и слева уже замыкают деревья. Все наиболее трудные и ответственные места тщательно проработаны в рисунке. Тонкой, но энергичной линией художник передает изогнутые стволы берез и группу деревьев, растущих у пруда. С исключительным вниманием и тщательностью прорисованы колокольня и центральная главка купола. Интересен этот эскиз и своим тональным решением, как бы намечающим колорит будущей картины. Художник исполнил его на тоновой бумаге графитным карандашом, соусом и белилами. По общему серебристому тону бумаги Саврасов тщательно прописал передний план. Плотный слой белил определяет рельеф снежного бугра у забора. Местами поверх белил положен легкий тон соуса. Найдя основные тональные отношения, художник прокладывал тени и света, дал черное пятнышко - грача, сидящего на снегу с веточкой в клюве, подготовляя тем самым для перевода в живопись наиболее ответственную часть картины - передний план. В верхней части лист не заполнен рисунком.
Сопоставляя этюды и эскиз с картиной, можно понять, что ее решение, гармоническая чистота и ясность образа, его глубокая внутренняя правдивость и, наконец, типичность запечатленного мотива - все это явилось результатом художественного обобщения.