"На первой выставке Товарищества передвижников 1871 года появился пейзаж А.Саврасова «Грачи прилетели». Этой небольшой скромной по краскам картине была уготована счастливая судьба. «Весной русского пейзажа» называли ее современники, и спустя столетие она пользуется самой широкой популярностью, и известна эта картина буквально всем, начиная со школьников, открывающих хрестоматию «Родная речь».
Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Есть околица села Молвитино Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса.
И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русской природы.
Об этом трудно рассказать обычными словами, разве что языком Тургенева и Некрасова, Чехова и Есенина. «С Саврасова, – скажет впоследствии его любимый ученик и выдающийся мастер пейзажа Исаак Левитан, – появились лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Он умел «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу»...."