Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Василий Перов.
Портрет художника
Алексея Саврасова, 1885
Годы ученичества. Первые самостоятельные работы
Еще совсем недалеко то время, когда с именем художника Саврасова связывалось обычно представление только об одной, широко известной картине «Грачи прилетели», исполненной в 1871 году. Почти все произведения, предшествовавшие этой картине, так же, как и написанные после нее, были незаслуженно забыты, как будто бы не имеющие никакого историко-художественного значения.

Так же отрывочны и неточны были сведения о жизни Саврасова. Между тем время сохранило не одну, а много прекрасных его работ, относящихся к различным периодам его творческой жизни. Они бесконечно полнее и по-новому раскрывают индивидуальность художника и позволяют глубже понять особенные черты, присущие русскому пейзажу.

И огромная художественная значимость произведений, в которых получили своеобразное выражение освободительные идеи, питавшие творчество Саврасова, и историко-художественный интерес к деятельности Саврасова, связанной о формированием русского пейзажа, и роль его как воспитателя нескольких поколений пейзажистов, и, наконец, трагическая судьба художника, - все заставляет с особенным вниманием отнестись к его творческой жизни, к общественной среде, способствовавшей сложению его таланта.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца среднего достатка. Все интересы в воспитании сына определялись единственным стремлением родителей вырастить из мальчика расчетливого и домовитого хозяина, будущего наследника в торговом деле. Но как бы наперекор стараниям отца, в натуре сына с детских лет пробудилась страстная любовь к искусству.

Мальчик рано начал рисовать и уже к двенадцати годам легко исполнял большие рисунки гуашью, которые (по словам первого биографа А.К.Саврасова А.Солмонова) охотно покупали по дешевой цене торговцы на Никольской и у Ильинских ворот. Заимствуя для этих рисунков модные мотивы из романтических пейзажей, как, например, «Извержение Везувия» или «Буря на море», Саврасов, вероятно, в исполнении их подражал известным в то время пейзажистам. Это был первый его шаг на пути к большому искусству. По документам Московского Училища Живописи и Ваяния известно, что А.К.Саврасов в 1848 году был принят по экзамену в головной класс.
В этом знаменательном событии в жизни художника большое значение имела начавшаяся дружба Саврасова с молодым художником-акварелистом А.М.Воробьевым, бывшим уже в то время учеником Московского Училища. А.М.Воробьев, хотя и был всего на два года старше Саврасова, но по своим художественным интересам был, очевидно, настолько серьезнее своего товарища, что, естественно, мог повести его за собой и приобщить к искусству. Дружба Воробьева и Саврасова сохранялась долгие годы и в стенах Училища. В 1851 году Воробьев исполнил акварельный портрет Саврасова, представленный на выставке в Училище.

С поступлением Саврасова в Московское Училище Живописи и Ваяния для художника началась новая полоса его жизни. Уже в отчетах Совета Московского Художественного Общества за 1848 год имя Саврасова упоминается среди лучших учеников пейзажного класса, которым руководил К.И.Рабус. В отчете указывается, что «по пейзажной живописи предложено было ученикам три эскиза, лучшие представлены были Владимиром Аммоном (из мещан) и Алексеем Саврасовым (из купцов). Из них первый сверх того написал с натуры четыре вида и несколько эскизов по заказу графа Орлова-Денисова; Саврасов же написал два вида с Воробьевых гор. Оба копировали с Айвазовского».
В собрании Государственной Третьяковской галереи имеются два рисунка Саврасова, изображающие Воробьевы горы. Оба рисунка не датированы, но в характере линии, в штрихе и в членении планов чувствуется если не робость, то скромность и неуверенность начинающего художника. По композиции рисунки близки к широко распространенным тогда мотивам видовой живописи.

Их исполнение требовало от художника прочных знаний линейной и воздушной перспективы, уменья передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. Оба рисунка, вероятно, являлись подготовительными рисунками к будущим картинам. В маленьком рисунке «Воробьевы горы близ Москвы» (16,8х22), исполненном на светло-коричневатой бумаге графитным карандашом и подцвеченном мелом, Саврасов дает общий вид на село, расположенное на высоком холме, склоны которого поросли лесом. Оставляя свободным передний план, художник переносит взгляд зрителя вдаль. Для выделения дальних планов он тонко отточенным графитным карандашом прорисовывает архитектуру церкви и расположенные вокруг маленькие домики, определяя освещенные места легким слоем пробелки.
В отличие от далей, затененный лесистый склон холма дан в рисунке лишь в общих чертах. Здесь обращают внимание два молодых деревца, растущих у края оврага. В их исполнении чувствуется природный дар пейзажиста, его уменье наблюдать натуру и выделять в рисунке ее характерные черты. Легким слоем белил Саврасов стремится передать глубину неба. Второй рисунок «Вид Москвы с Воробьевых гор» - значительно сложнее по задаче, стоявшей перед художником. Композиция замыкается в глубине архитектурой Кремля и ближайших к нему сооружений. Город органично слит с окрестным пейзажем, и русло Москвы-реки, протекающей через город, определяет своеобразный характер композиции будущей картины, для которой, вероятно, был исполнен рисунок.

В выборе точки наблюдения, с которой Саврасов развернул перед глазами зрителя вид на Москву, явно чувствуется желание сделать картину более сложной по композиции - соединяющей в себе задачи пейзажа и перспективной, «видовой» картины. Как и в предыдущем рисунке, света в пейзаже даны легкой пробелкой. Наименее выразительно передано небо, изображение которого представляло для молодого художника очень большие трудности. Оно воспринимается скорее как фон, и причудливая форма облаков, переданных плотным слоем белил, еще больше подчеркивает это впечатление. Но как бы ни были малы достоинства этих работ, они остаются живой документацией первых самостоятельных опытов Саврасова.