Последний период жизни и творчества
Саврасов еще при жизни ушел из мира художественных интересов его современности. Был ли причиной наступившего упадка только тяжелый недуг, который с такой силой овладел художником в те годы? Не было ли здесь других, не столько личных, сколько общественных причин, повлиявших на художника?
Может быть, только некоторый свет на этот период жизни Саврасова проливают воспоминания И.Белоусова, напечатанные под общим заглавием «Литературная Москва». Судя по этим воспоминаниям, ближайшими друзьями Саврасова были в то время писатели Николай Васильевич Успенский и И.К.Кондратьев, принадлежавший к кружку писателей из народа, основанному И.З.Суриковым в начале 70-х годов. Как давно началась их дружба, установить не удалось, но Белоусов рассказывает, что вся комната Кондратьева была завешена рисунками Саврасова, перед талантом которого он преклонялся. Знаменательно, что оба эти писателя разделили с Саврасовым его трагическую судьбу. Н.В.Успенский, высоко оцененный Чернышевским в начале 60-х годов за правдивость изображения тяжелой народной жизни, за призыв к пробуждению в народе чувства протеста и воли к борьбе, уже в 70-х годах стал «забытым» писателем. Его произведения не встречали сочувствия и отклика у народнической критики, так как его показ народной жизни был по-прежнему суров и беспощаден и не отвечал народнической идеализации общинных устоев. К началу 80-х годов, в новых условиях, вызванных наступившей реакцией и капиталистическим расслоением деревни, Успенский оказался в стороне от общественной жизни и в полной мере обнаружил утрату своих идеалов, связавших его когда-то с революционными демократами 60-х годов.
Что-то близкое к этому могло быть и в жизни Саврасова.
На всей биографии Саврасова лежит неизгладимый след, оставленный теми исключительно тяжелыми условиями жизни, в которых приходилось работать ему и другим передовым художникам в царской России. О том же пишет и в своей книге о Саврасове А.А.Федоров-Давыдов: «...Ломала художника демократа не только изнурительная работа, но особенно сознание бесправности своего положения, слабости общественной поддержки сравнительно с той, которую имели придворные, салонные и академические художники. Художника-демократа угнетала и общая политическая и экономическая обстановка, боль за страну и народ, тоска от частого сознания своего бессилия им помочь».
Увидя в окружавшей его в 80-е годы действительности лишь ее отрицательные стороны, Саврасов пережил глубокий духовный кризис, из-за которого жизнь его в последние годы была, по выражению Левитана, «беспросветна и трагична». Более подробно раскрыть те сложные обстоятельства, которые столь губительно отозвались на его творчестве, пока не представляется возможным - слишком еще узок тот круг достоверных данных о художнике, которыми мы располагаем. Последние годы своей жизни Саврасов провел в глубокой нужде и 26 сентября (8 октября н/ст.) 1897 года умер во 2-й Московской Городской больнице в отделении для бедных.
Значение творчества Саврасова в русской живописи огромно. К его пейзажам и к его мастерской восходит, как к первоисточнику, тот блистательный расцвет русской пейзажной живописи, в силу которого это искусство встало в ряды выдающихся явлений национальной художественной культуры. Наиболее прозорливые из современников художника очень хорошо понимали его роль и исключительно высоко ценили его искусство. Крамскому было особенно дорого поэтическое дарование Саврасова. Именно Саврасов принадлежал к тем художникам, в которых Крамской ценил то, что они «чутки к шуму и музыке в природе, неособенно деятельны не тогда, когда заняты формой и когда глаза ее видят, а, напротив, когда живой природы нет уже перед глазами, а остался в душе общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека»...
Чистяков не побоялся отдать ему предпочтение перед прославленным Добиньи. «Слышал я, - пишет Чистяков, - что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 рублей. Радуюсь. Есть знатоки, стало быть. По моему «Добиньи», что в постоянной выставке, курьез, сравнительно с картиной Саврасова, а небось заплочен прилично».
Левитан в некрологе называет Саврасова создателем русского пейзажа: «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Мало-по-малу наследие Саврасова забывалось. Стараниями буржуазных искусствоведов, пришедших в начале XX века к решительной переоценке всего реалистического искусства с позиций субъективной эстетики, этот пейзажист, являвшийся на протяжении десятилетий ведущим мастером реалистического пейзажа, был зачислен в ряды второстепенных и мало талантливых художников. Создание такой картины, как «Грачи прилетели», расценивалось ими лишь в качестве исключения. И только в наши дни, в эпоху, ознаменованную новым расцветом реалистического искусства, настало время дать настоящую оценку творчества этого выдающегося русского художника.
Государственная Третьяковская галерея, отмечая в 1947 году пятидесятилетие со дня смерти художника, организовала первую персональную выставку произведений Саврасова. Многие почти забытые или вовсе не известные произведения Саврасова, собранные со всего Союза, со значительной полнотой дали представление о творческой эволюции, о силе его таланта, и в полной мере укрепили осознание того важнейшего факта, что Саврасов, выражая в своих пейзажах передовые демократические идеи, являлся художником народной темы.
Ввиду почти полной неизученности творчества художника, немалых усилий и кропотливых изысканий по архивам потребовала работа над каталогом выставки, в котором многие материалы, касающиеся истории написания отдельных картин Саврасова, опубликованы были впервые. Еще задолго до открытия выставки, обработанный, таким образом материал для каталога был доложен Ученому совету Галле-реи и стал достоянием художественной общественности.
Откликом на выставку явились статьи в периодической печати, а вслед за ними и отдельные исследования творчества Саврасова. Для советского зрителя и для советского художника наследие Саврасова ценно и близко. Для нас сегодня Алексей Кондратьевич Саврасов - художник не одной, а многих и многих прекрасных картин. Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Лунная ночь», «Проселок», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» и другие стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели». Имя Саврасова обозначает не только некую ступень в развитии русской пейзажной живописи, оно должно почитаться как имя создателя выдающихся произведений, отразивших многие не раскрытые до него в живописи черты, присущие русской природе, как имя основоположника русского пейзажного искусства второй половины XIX века, утвердившего в этом искусстве глубокое гуманистическое содержание.