Ф.Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажа

Алексей Саврасов,
первая половина 1860-х
Годы ученичества. Первые самостоятельные работы
Занятия Саврасова под руководством Рабуса не ограничивались только узкой областью пейзажной живописи, так как Рабус читал воспитанникам лекции и по эстетике, и по теории живописи, а вместе с тем вел специальные занятия по курсу линейной перспективы. В своих лекциях Рабус уделял много внимания изложению теоретических трудов по живописи Леонардо да Винчи, Гете и др. Этим он не только вводил своих учеников в область новых для них понятий и представлений, но и будил их собственную мысль.

Многие из учеников с особенной благодарностью вспоминают об этих лекциях и о живых беседах по вопросам искусства, возникавших обычно уже за пределами Училища. В летнее время Рабус часто ездил со своими учениками в окрестности Москвы на этюды» зимой двери его квартиры были всегда открыты для молодежи. Широко образованный для своего времени человек, он умело направлял учеников в сторону углубленного и вдумчивого отношения ко всему, что могло волновать начинающих художников. И это приобщение к сокровищнице художественной мысли помогало их собственному творческому формированию. Позднее и сам Саврасов так же широко и разносторонне понимал возложенные на него обязанности воспитателя молодых художников. Очевидно, именно в общении с молодежью раскрывался особый, присущий личности Рабуса, талант воспитателя. Он не только готов был приютить под своим кровом нуждающегося ученика и сделать его членом своей семьи, не только радовался творческим успехам и жизненным удачам учеников, но, обладая запасом серьезных и разносторонних знаний, он как будто испытывал истинную потребность поделиться своим духовным богатством с учениками и передать им накопленный опыт. Ведь не случайно так дорожил дружбой с Рабусом великий художник А.А.Иванов. До нас дошли очень содержательные письма А.Иванова к Рабусу. Они-то и проливают свет на характер их отношений.
«Признаться вам должен, - пишет Иванов Рабусу 16 декабря 1829 года, - что при каждом воспоминании о вашем труде собственно для меня начатом, я сердечно сознаюсь, что не стою его; даже иногда рассматривая сие приходит мне мысль отклонить вас от сего полезного для меня предприятия. Да и кто бы подумал, чтобы из прошенных двух строк вырос такой исполин... [Речь идет о переводе на русский язык для Иванова одного специального научного труда]. Обильные ваши наставления доставляют мне полное удовольствие».

Для преподавания Рабус был приглашен одним из учредителей художественного класса М.Ф.Орловым, сумевшим придать делу художественного образования в Москве подлинно гражданский характер. Один из основателей «Союза благоденствия», близко стоявший когда-то к тайному обществу декабристов, М.Ф.Орлов по возвращении из ссылки в Москву, весь отдален делу создания такой художественной школы, двери которой были бы открыты для всех без различия сословий. Имея твердо поставленную цель сделать школу колыбелью искусства, обращенного на благо народа, Орлов, очевидно, подбирал и состав преподавателей, которые разделяли бы его стремления. Поскольку материальное положение художественного класса было очень неопределенным и держалось только на инициативе частных лиц, многие преподаватели, в том числе и Рабус, работали наполовину безвозмездно.
Прекрасно понимая устремления молодого искусства, Рабус в преподавании должен был явно идти вразрез с теми художественными традициями, на которых когда-то воспитывался сам в стенах Академии. В отчете Московского Художественного Общества за 1849 год о К.И.Рабусе говорится, что он успел образовать достойных учеников и «основательным преподаванием теории перспективы, как линейной, так и воздушной, дать искусству одно из необходимейших ученых оснований». Это последнее обстоятельство делает более ясной и понятной роль, которую мог сыграть этот художник в формировании молодых талантов. Положив в основу преподавания определенные научные принципы и сделав в то же время обязательным штудирование натуры, он, тем самым, становился проводником существеннейших принципов реализма.

Обстоятельства складывались таким образом, что Рабус, близкий в своем творчестве к романтизму, как бы вопреки себе способствовал изживанию его в искусстве, противопоставляя условным и слабым сторонам романтизма начала реалистического метода. Из класса Рабуса молодые художники выходили вооруженными знаниями прочных основ пейзажной живописи, которые они в самостоятельной работе на натуре могли развивать и углублять соответственно своим художественным интересам. Но, вместе с тем, Рабус, оставаясь во многом близким к романтизму, не мог не передать своим ученикам приверженность к романтическому мотиву. Такое впечатление производит знакомство даже с названиями работ Саврасова начала 50-х годов.
Наиболее же ярким примером служит его картина «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851, ГТГ), хотя назвать это произведение романтическим пейзажем, в прямом смысле, едва ли возможно. В его исполнении слишком большое значение придавал Саврасов работе на натуре, и выбранный мотив был использован молодым художником для того, чтобы в пейзаже смогло раскрыться его глубоко патриотическое содержание.

Летом 1849 года, при участии Рабуса, на средства мецената И.В.Лихачева, члена Совета Московского Художественного Общества, Саврасов с двумя товарищами по Училищу - Зыковым и Дубровиным были отправлены на юг России для исполнения «видов с натуры». Занятия в учебном году у Саврасова прошли очень успешно; за программные сюжеты он получил первые номера и похвальный лист. Что представляли собой эти «виды с натуры», привезенные Саврасовым из поездки на Украину, сказать очень трудно, так как до нас не дошло никаких материалов, дополняющих краткий отчет Совета Московского Художественного Общества, но характерно, что через три года Саврасов снова повторил поездку на юг России, очевидно, найдя там мотивы, близкие его творческим интересам.
В 1850 году Саврасов был удостоен звания неклассного художника за картину «Вид Московского Кремля при луне», (эта картина до настоящего времени не обнаружена). Одновременно он представил два этюда, написанных с натуры. Один из этюдов был написан в именьи И.Д.Лужина (члена Художественного Совета Училища), близ станции Влахернской, в одном из живописнейших мест Подмосковья.