Алексей Саврасов в ТПХВ - Товариществе передвижных художественных выставок
Пейзаж «Грачи прилетели» (1871, Государственная Третьяковская Галерея) был написан в обстановке творческого подъема всего коллектива московских мастеров, которые поставили перед собой задачу создать реалистические образы родного края, отразить его своеобразную красоту. Однако сюжет саврасовского полотна характерен не только для московских пейзажистов, но и для всей пейзажной живописи 70-х годов. Перед нами окраина села, церквушка, стайка берез.

Подписью «Молвитино» утверждается конкретность избранного художником мотива. Подобные подписи часто встречались в пейзажах этого периода и у самого Саврасова и у его сотоварищей. Глубоко типичный, этот мотив как бы приближен здесь к зрителю, показан с той конкретностью, которая дается художнику лишь в результате глубокого изучения и знания природы. «Грачам» свойственна особая, задушевная повествовательность.
Вступая в мир этой картины, зритель как бы идет по талому снегу к убогим хижинам, и там, за изгородью, перед ним открываются далеко простирающиеся, еще покрытые снегом поля, высокое небо. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картине с эпическим простором далевого вида. Это созвучие интимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова, присуще его произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер.

При первом взгляде на картину кажется, что перед нами кусок живой природы, - настолько просто и естественно, с такой неповторимой прелестью написана группа тонких деревьев, отягощенных грачиными гнездами, легкие весенние тени на снегу. Это ощущение создается, однако, не бросающейся в глаза тонкой ритмической организацией пространства, которая, последовательно ведя взгляд зрителя от передних планов в глубину, служит в то же время задачам рассказа, повествования. Большую роль в создании поэтического образа ранней весны играет в этой картине, как и в других произведениях Саврасова, изображение деревьев.
В зрелые годы Саврасов отходит от своего первоначального пристрастия к изображению огромных деревьев с многолиственной, широкой кроной - пристрастия, навеянного академической романтической традицией. Он особенно остро ощущает своеобразие ранней весны, когда деревья еще оголены; осень и зима содержат для него также много чарующе-притягательного. Поэтому излюбленным для художника остается мотив обнаженных стволов и сучьев, их изгибы и переплетения. Тоненькая сетка ветвей, прозрачная и легкая на фоне голубого неба, в «Грачах» говорит о готовящемся весеннем обновлении природы. Доминирующее в картине лирическое настроение преображает и придает особую поэтичность, казалось бы, простому, неприхотливому мотиву.

В рисунке «В бедном краю» (Государственная Третьяковская Галерея) силуэт обнаженного дерева, столь же растрепанного ветрами, как и соломенная крыша жалкой хибарки, у которой оно приютилось, особенно остро подчеркивает застарелую крестьянскую нужду. В «Одинокой могиле на Волге» над обветшалым крестом склоняются три скрюченные, чахлые березки - ветер срывает с них последние случайно уцелевшие листочки.

В тех случаях, когда деревья покрыты листвой, художник подчеркивает структуру растения, дает зрителю возможность проследить форму ствола и ветвей (см., например, группу деревьев, расположенную в правой части картины «Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода»).
Остановимся еще на одной существенной особенности «Грачей». Саврасов изображает здесь переходный момент в состоянии природы - трепет ранней весны, игру света и тени на снегу, начало таяния. Но этот переходный момент отнюдь не случаен - он типичен для весны среднерусской природы, весны длинной, с ее заморозками, оттепелями. В искусство впервые вводит его именно Саврасов, и вводит с такой трепетной тонкостью и чистотой чувства, которых не смог достичь в изображении весны ни один из живописцев последующих поколений. «Грачи прилетели» - первый значительный шаг к созданию пейзажа настроений, пейзажа, проникнутого высокими патриотическими чувствами.

Своеобразно колористическое решение «Грачей». Картина почти монохромна. Свойственная ей лирическая напевность создается художником скорее линейно-графическими приемами, чем собственно живописными. Сероватые и кремовые оттенки, которыми она как бы чуть тронута, усиливают ее мягкое очарование.
Простоту и задушевность воплощенного в «Грачах» мотива Саврасов поднимает до степени типического, характерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. В этом и заключается неувядаемая поэтичность «Грачей», которая помогла картине стать подлинно народной, как и, например, "Девочка с персиками" Валентина Серова.
Пейзаж «Грачи прилетели» встретил самый положительный отзыв передовой критики (Крамской, Стасов, Салтыков-Щедрин единодушны в высокой оценке этой картины). Успех окрыляет Саврасова. Семидесятые годы - годы наибольшего расцвета его дарования, годы наибольшей продуктивности.

Светлая лирическая тема «Грачей» - тема ранней весны и радостного пробуждения природы - проходит через многие полотна этого периода. Это пейзаж «Оттепель» (1874, Государственный Русский Музей), несколько рисунков речного разлива и несколько волжских этюдов. Очень удачен рисунок «Весенний пейзаж» (1876, Государственная Третьяковская Галерея) с группой деревьев, затопленных половодьем и отражающихся в талой воде. Большинство рисунков выполнено в тонкой линейной манере.
    Первая
    Вторая
    Третья
Новости сайта:

— 12 мая 2015 года отмечается день рождения Саврасова, и поэт Эммануэль Терешкин по этому случаю прислал нам свое стихотворение Философия жизни.
— статья Ф.Мальцевой о Саврасове из книги "Мастера русского реалистического пейзажа". Учитывая скудость материалов о Саврасове, эта статья представляет большой интерес:
Годы ученичества;
Начало преподавательской деятельности;
Развитие творчества Саврасова в 60-х годах;
Первая поездка на Волгу;
"Грачи прилетели";
Волжские темы;
Преподавательская деятельность;
Последний период жизни и творчества;
— статья Н.Фоминой из журнала "Юный художник" Саврасов создал русский пейзаж;