Алексей Саврасов » Картины, живопись » Домик в провинции. Весна.
Живопись, картины маслом - Домик в провинции. Весна. 1878
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
домик
Домик в провинции. Весна. 1878
 Назад  |  Вперед 
Эта чудесная небольшая работа относится к тем произведениям Саврасова, которые особенно наглядно показывают не только его любовь к природе в целом, но и бережное, трогательное внимание к связанным с ней малейшим подробностям человеческого быта.
При первом взгляде на картину воспринимается прежде всего очень красивый, полнозвучный "аккорд" драгоценных красок - глубокой синевы туч, сочного оранжевого цвета крыши и зеленых огоньков вешней листвы. Но потом замечаешь и кошку, осторожно крадущуюся к распевающей на коньке крыши птичке, и клетку с канарейкой, и букетик ландышей в окне, и наседку с цыплятами, и другие "события" и приметы жизни этого уютного обжитого уголка в один из майских дней. Как писал о творчестве Саврасова его ученик Исаак Левитан: "Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу... В этой простоте целый мир высокой поэзии".
Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Феномен «художественного происхождения» пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л.И.Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На «равных» участвовал с ними на выставках, на «равных» побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь. Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф.Васильев, каким он предстает со страниц воспоминаний И.Е.Репина и И.И.Крамского, был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте. На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, «Иудино дерево» одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей-ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »