Алексей Саврасов » Картины, живопись » Печерский монастырь под Нижним Новгородом
Живопись, картины маслом - Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
монастырь
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
 Назад  |  Вперед 
Эта картина - одно из первых произведений в длинном ряду волжских пейзажей Саврасова. Художник начал работу над ее мотивом во время поездки на Волгу летом 1870 года (сохранился натурный этюд к картине). Первый вариант картины, ныне находящийся в Нижегородском художественном музее, был завершен и даже приобретен П.М. Третьяковым к концу года, но затем дорабатывался автором, датировавшим его 1871 годом. Тогда же был написан и данный вариант композиции, в которой наглядно проявился присущий Саврасову интерес к старинной русской архитектуре, понимание ее живописной красоты, связи с природой.
Художник внимательно и точно передает формы Воскресенского собора, колокольни и стен одной из древнейших и известнейших обителей нижегородского края (Печерский монастырь был основан в XIV веке и славился находившейся в нем чудотворной киевской иконой Богоматери и редчайшими рукописями). В то же время архитектурные памятники оказываются в целостной композиции полотна лишь частью величественной панорамы, органично включающей в себя и расположившиеся на пологом склоне среди палисадников строения слободы, и песчаную отмель, светлый луг на дальнем берегу Волги. Как всегда у Саврасова, в пейзаже очень хорошо написано небо с прорывающимися сквозь тучи лучами солнца.
Картина относится к тем работам художника, которые оказали большое влияние на русских пейзажистов следующего поколения, прежде - всего на Исаака Левитана.
Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, в списке лиц, кому победивший в Октябрьской революции пролетариат должен был поставить памятники, значилось и имя русского художника Ореста Адамовича Кипренского. И хотя памятник так и не был сооружен, но уже сам факт включения О.А.Кипренского в такой список примечателен и характерен, так как показывает значение этого живописца для русского народа и для русской художественной культуры. Произведения О.Кипренского, особенно его замечательные портреты, являются одной из самых больших жемчужин нашего художественно наследия. Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся всеевропейской славы, О. Кипренский написал лучший портрет А.С.Пушкина. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А.Дельвига. Весной 1827 года художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург - проездом из Москвы в Михайловское - приехал и А.С.Пушкин. У них был общий круг знакомых и друзей, и, по преданию, в доме одного из них - Н.Д.Шереметева - и писался этот знаменитый портрет. То, что портрет А.С.Пушкина заказывал именно А. Дельвиг, не случайный факт: поэт называл А.Дельвига «художников друг и советник». " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »