Алексей Саврасов » Картины, живопись » Печерский монастырь под Нижним Новгородом
Живопись, картины маслом - Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
монастырь
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
 Назад  |  Вперед 
Эта картина - одно из первых произведений в длинном ряду волжских пейзажей Саврасова. Художник начал работу над ее мотивом во время поездки на Волгу летом 1870 года (сохранился натурный этюд к картине). Первый вариант картины, ныне находящийся в Нижегородском художественном музее, был завершен и даже приобретен П.М. Третьяковым к концу года, но затем дорабатывался автором, датировавшим его 1871 годом. Тогда же был написан и данный вариант композиции, в которой наглядно проявился присущий Саврасову интерес к старинной русской архитектуре, понимание ее живописной красоты, связи с природой.
Художник внимательно и точно передает формы Воскресенского собора, колокольни и стен одной из древнейших и известнейших обителей нижегородского края (Печерский монастырь был основан в XIV веке и славился находившейся в нем чудотворной киевской иконой Богоматери и редчайшими рукописями). В то же время архитектурные памятники оказываются в целостной композиции полотна лишь частью величественной панорамы, органично включающей в себя и расположившиеся на пологом склоне среди палисадников строения слободы, и песчаную отмель, светлый луг на дальнем берегу Волги. Как всегда у Саврасова, в пейзаже очень хорошо написано небо с прорывающимися сквозь тучи лучами солнца.
Картина относится к тем работам художника, которые оказали большое влияние на русских пейзажистов следующего поколения, прежде - всего на Исаака Левитана.
Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "При волшебном прикосновении его кисти воскресала живопись историческая, портретная, акварельная, перспективная, ландшафтная, которой он дал в своих картинах живые образцы. Кисть художника едва успевала следовать за его фантазией, в голове роились образы добродетелей и пороков, беспрестанно сменяясь один другим, целые исторические события разрастались до самых ярких конкретных очертаний. Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи». Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно ознакомил его с раскопками 1824-1825 годов. Сам К.Брюллов находился в эти годы в Риме, истекал пятый год его пенсионерства в Италии. За ним уже числилось несколько серьезных работ, которые имели немалый успех в художественной среде, но ни одна из Них не казалась самому художнику вполне достойной его таланта. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд." - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »