Алексей Саврасов » Картины, живопись » Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
Живопись, картины маслом - Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
Могила на Волге
Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
 Назад  |  Вперед 
Пейзажа грустные мотивы
Над главной русскою рекой,
Венчают старые могилы
С седой березой над собой
Омытый струями дождя,
С неё, рукою октября
Оторванный от материнской ветви,
Лист, падая в объятья смерти,
Смотрел глазами откровенья,
В последние свои мгновенья
На мир сплетенный в дни ненастья
Из нитей сирых безучастья
Где в множестве его дорог
Старался выжить кто как мог
С тяжелой думою своей
Он ставил точку в списке дней,
При этом высоко над ним,
Лишь озабочена своим,
Преодолев законы притяженья,
На зеркале воды ловила отраженье,
Вне бремени земных оков,
Гряда плывущих облаков
В пространстве вечном Мирозданья
В котором боли от потерь
И к редкой радости большие расстоянья
За нами закрывают дверь...

Автор стихотворения - Эммануэль Терешкин © 2015


Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника. Эти первоначальные этюды были решены А.Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »