Алексей Саврасов » Картины, живопись » Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
Живопись, картины маслом - Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
Могила на Волге
Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
 Назад  |  Вперед 
Пейзажа грустные мотивы
Над главной русскою рекой,
Венчают старые могилы
С седой березой над собой
Омытый струями дождя,
С неё, рукою октября
Оторванный от материнской ветви,
Лист, падая в объятья смерти,
Смотрел глазами откровенья,
В последние свои мгновенья
На мир сплетенный в дни ненастья
Из нитей сирых безучастья
Где в множестве его дорог
Старался выжить кто как мог
С тяжелой думою своей
Он ставил точку в списке дней,
При этом высоко над ним,
Лишь озабочена своим,
Преодолев законы притяженья,
На зеркале воды ловила отраженье,
Вне бремени земных оков,
Гряда плывущих облаков
В пространстве вечном Мирозданья
В котором боли от потерь
И к редкой радости большие расстоянья
За нами закрывают дверь...

Автор стихотворения - Эммануэль Терешкин © 2015


Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Исаак Левитан вошел в историю искусства как создатель пейзажа настроения, пейзажа состояния, автор пленэрной, тонко нюансированной живописи. Его талант был признан современниками безоговорочно. И.Левитан очень любил стихи русских поэтов о природе, причем простодушно любил всякие стихи - и Ф.Тютчева, и А.Толстого, и даже второстепенных поэтов. Ему и в живописи хотелось достичь такого совершенства чувств, чтобы о нем впоследствии тоже могли сказать: «С природой одною он жизнью дышал». Сам И.Левитан написал однажды: «Вот идеал пейзажиста - изощрить свою психику до того, чтобы «слышать трав прозябанье». Какое это великое счастье!» И он всегда учился слышать и «трав прозябанье», и «говор древесных листов», и «ручья лепетанье». В природе он любил все: различные ее рельефы, любую погоду, любую пору - утро, день или вечер. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »