Алексей Саврасов » Картины, живопись » Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
Живопись, картины маслом - Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
Шедевры русской пейзажной живописи XIX века
Могила на Волге
Могила на Волге. Окрестности Ярославля, 1874
 Назад  |  Вперед 
Пейзажа грустные мотивы
Над главной русскою рекой,
Венчают старые могилы
С седой березой над собой
Омытый струями дождя,
С неё, рукою октября
Оторванный от материнской ветви,
Лист, падая в объятья смерти,
Смотрел глазами откровенья,
В последние свои мгновенья
На мир сплетенный в дни ненастья
Из нитей сирых безучастья
Где в множестве его дорог
Старался выжить кто как мог
С тяжелой думою своей
Он ставил точку в списке дней,
При этом высоко над ним,
Лишь озабочена своим,
Преодолев законы притяженья,
На зеркале воды ловила отраженье,
Вне бремени земных оков,
Гряда плывущих облаков
В пространстве вечном Мирозданья
В котором боли от потерь
И к редкой радости большие расстоянья
За нами закрывают дверь...

Автор стихотворения - Эммануэль Терешкин © 2015


Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась. Так было и с «Бурлаками на Волге» - картиной, которую И.Е.Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира», а к замыслу «Бурлаков» его привело, казалось бы, случайное событие. В 1868 году И.Репин со своим товарищем по учебе К.Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ». " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." - читать полностью »